ГЛАВНАЯ

Вступление

Презентация

Реклама

О ФОНДЕ

Документы

Регистрация

Устав

Структура

Президент

Попечительский совет

Партнеры

История

ПУБЛИКАЦИИ

ПРОЕКТ

О проекте

Эксперимент

Отчеты

Предмет «Искусство»

Школьный театр «ШКОТ»

Творчество учителя

АРТ-ТЕРАПИЯ

КОНТАКТЫ

Обратная связь

Реквизиты

НОВОСТИ


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Написать, позвонить в ФСКИ

С.-Петербург

Тел/факс: (812)670-71-73

Моб.тел.:

+7-921-757-71-81 Мегафон

+7-911-010-73-55 МТС

Логин в Skype: peshiko1

Эл.почта:

peshiko@mail.ru


ВСЕ НОВОСТИ

Архив

 

Публикации

В борьбе за воспитание искусством

Светлой памяти Лии Михайловны Предтеченской посвящается...

Пешикова Л.В.

МХК: Мы выбираем программу Л.М.Предтеченской!

Как  гимнастика  выпрямляет  тело, так  искусство

выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек

                                  познает  человеческое  в  человеке.

  В. Сухомлинский

 

Цель предмета «Мировая художественная культура» -   

                                       силой воздействия различных  искусств в их комплексе

                                       формировать духовный мир   школьника, его нравственность,

                                       эстетическую восприимчивость в особо ответственный

                                       возрастной   период   развития  –   период   перехода     к

                                       самостоятельности.

    Л. Предтеченская

 

«Я  -  счастливый человек!»

Со  школьных лет судьба связала меня с Лией Михайловной Предтеченской. В конце 60-х годов я училась в 397 школе  Ленинграда, где она преподавала историю.  По четвергам в послеурочное время ее кабинет был  переполнен -  в него собирались на факультатив по искусству не только старшеклассники, но и учителя школы. Звучала прекрасная классическая музыка,  из темноты светились диапозитивы с картин выдающихся художников, все слушали вдохновенный рассказ Лии Михайловны… Так на моих глазах происходило рождение нового школьного предмета. Лия Михайловна дала ему название, которое  долго пришлось отстаивать: «Мировая художественная культура».

Встреча с Лией Михайловной во многом определила всю мою дальнейшую жизнь. Встретившись в 1966 году, мы не расставались  до последних дней ее жизни. Ее дело стало делом и моей жизни,  общение с ней сформировало меня как человека, учителя, гражданина, научило любить  жизнь, людей, добиваться успеха,  испытать СЧАСТЛИВОЕ ЧУВСТВО ОТДАВАТЬ.

Так же  о Лии Михайловне, о той роли, которую она сыграла в их жизни, могут сказать  мои коллеги - учителя, методисты, педагоги, с которыми мы прошли вместе путь экспериментального преподавания  и научной разработки мировой художественной культуры и которые по сей день продолжают дело Лии Михайловны в разных регионах России – наше ОБЩЕЕ ДЕЛО ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СИЛОЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ И СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА.

«Я – счастливый человек!» - часто говорила Лия Михайловна. И она действительно ощущала себя  счастливым человеком. Несмотря на то, что в ее жизни было много  трагических событий, трудностей, изнурительной борьбы. Ей было девятнадцать,  когда, едва успев поступить на исторический факультет Ленинградского Государственного университета в 1941-м,  она по зову сердца умчалась  на фронт защищать Родину  и всю войну прослужила радисткой в Воздухоплавательном дивизионе аэростатов воздушного наблюдения, участвовала в боях по прорыву блокады Ленинграда,  имела ранение, боевые награды. Праздник Победы  9 мая  всегда был самым главным  праздником её жизни. Красивая,   женственная, пристегнув медали и другие  военные знаки отличия  на праздничный костюм, она каждый год в течение  50-ти послевоенных лет встречалась со  своими однополчанами. И каждый год ходила на встречу в свою  «подшефную» школу, где  ее всегда ждали, заваливали  цветами  и  внимали  ее рассказам  о  войне, о подвигах, о мужественных, настоящих  людях.  И всегда Лия Михайловна рассказывала нам об этих встречах «со слезами на глазах», они были  неотъемлемой  частью её счастливой жизни.

После войны  продолжилась учеба на историческом  факультете, она уже была другой, прошедшей жизненные испытания, и на руках  был маленький сынишка. В университете она увлеклась историей культуры, писала дипломную работу по культуре времени декабристов у Анатолия Васильевича Предтеченского, профессора университета, который впоследствии стал ее мужем.  Затем работа в школе – любимая работа, очень нужная работа учителя истории. Она была талантливым учителем и классным руководителем, прирожденным воспитателем,  заинтересованным в каждом подростке, боровшимся за их души, помогавшим найти себя в жизни – так говорят о ней её бывшие ученики. Недавно я прочитала  в одном из интернет-журналов школьные воспоминания Оксаны Дмитриевoй, теперь одного из лидеров партии «Справедливая Россия»: она с большой благодарностью вспоминает уроки истории и мировой художественной культуры, которые вела в 397 школе Лия Михайловна Предтеченская. Ровно 5 лет назад, 13 января 2004 года,  школе-гимназии г. Санкт-Петербурга  было присвоено имя Галины Старовойтовой, которая  была любимой ученицей   самого любимого воспитательского класса Лии Михайловны, с которым после их  выпуска они  встречалась  каждый год…

      «…сдвинуть с мертвой точки дело духовного воспитания детей…» 

В середине 60-х годов в Кировском районе Ленинграда открыли  школу №  397, в которой учились только старшеклассники, то есть только учащиеся 9 – 11 классов. Школа готовила своих учеников к жизни, два раза в неделю мы ходили «на практику» в различные цехи Кировского завода, в зависимости от выбранной  специальности. Директор школы Анатолий Иванович Тодорский, талантливый педагог, в прошлом ученик А.С.Макаренко, был но-настоящему передовым человеком своего времени – эпохи свободолюбивых  «шестидесятников» и  делал акцент в своей школе на духовно-нравственном воспитании и личностном  развитии молодых людей, используя  современные термины, осуществлял «личностно-ориентированный подход» в образовании учеников, которые готовятся   выйти в самостоятельную жизнь. В школе был замечательный коллектив учителей, прекрасная творческая  атмосфера. И не случайно, что именно в этой школе родился новый предмет «Мировая художественная культура», который будет впоследствии признан открытием в российской педагогике ХХ века. И не только в российской – мировой, им должна гордиться  российская педагогическая наука и школа!

Лия Михайловна так вспоминает эти дни  25 лет спустя,  где-то в начале 90-х  годов, в небольшом написанном от руки очерке, обнаруженном мною   случайно в ее архиве и имеющем  название  «Немного истории»:

«История школьного предмета «Мировая художественная культура», как в капле воды, отражает историю нашей страны последнего тридцатилетия.

Предмет родился давно – в начале шестидесятых. В 50-е годы мы впервые только лишь заглянули в наше прошлое и ужаснулись, увидев, что давно стали рабами. Но наступила «оттепель». В «Новом мире» был напечатан «Один день Ивана Денисовича». Выступления поэтов, бардов собирали огромные аудитории. Головокружительные достижения физических наук вызвали страстные дискуссии «физиков и лириков». Кто более необходим Отечеству? Чья деятельность способна вырвать человека из духовного и физического рабства? Физики предлагали холодильники, машины и полеты в космос. Лирики обращались к человеческой душе, к нашему прошлому и настоящему. На творчество «лириков» обратило внимание высокое руководство страны и… объявило произведения самых талантливых чуждыми советскому человеку и социалистическому строю. Среди них были Пастернак, Шнитке, Эрнст Неизвестный, Вознесенский, Евтушенко, Высоцкий.  В школьном учебнике истории для 9 класса, в главе о культуре, впервые появились имена импрессионистов, Ван-Гога, но их творчество наглядно демонстрировало «глубину кризиса буржуазной культуры и идеологии»…

В это время мне  предложили написать главу о культуре в книгу для учителя - так началась разработка школьного курса «Мировая художественная культура». Два замечательных человека помогли ему утвердиться: Анатолий Иванович Тодорский, директор 397 ленинградской  школы, в которой я работала,  и Дмитрий Борисович Кабалевский, выдающийся композитор, общественный и государственный деятель.

Анатолий Иванович Тодорский взял на себя  смелость - по тем временам неслыханную! - включить МХК  в  расписание уроков и позволил мне «официально»  вести этот предмет в своей школе.  Помогал, хвалил, защищал, увлеклись ученики, на уроки стали приходить учителя  из других школ Ленинграда.

Узнал о предмете Дмитрий Борисович Кабалевский, приехал в школу, побывал на занятиях. Потом пригласил работать в Научном совете по проблемам эстетического воспитания, только что созданном по его настоянию при Президиуме АПН СССР. Там в 1968 г. состоялось первое серьезное обсуждение программы «Мировая художественная культура».  В нем участвовали такие известные деятели культуры, как писатель Лев Кассиль, кинорежиссеры Григорий Рошаль, Сергей Герасимов, художники Юрий Пименов, Борис Неменский, искусствоведы, психологи, педагоги и  даже министры. И был бой. Были яркие заинтересованные выступления. Неожиданно для меня, автора, в программе отмечались  искусствоведческие и педагогические открытия, о которых я и не предполагала. Много ценных советов было тогда высказано. Приняли решение программу МХК публиковать и начать ее экспериментальную проверку на факультативных занятиях в школах.

Безумная идея начала реализовываться. Деятельность Совета по проблемам эстетического  воспитания Д.Б.Кабалевского – особая тема, исследование которой, уверена, откроет яркую страницу становления педагогики искусства и, что не менее важно, покажет те огромные усилия, которые понадобились ученым, педагогам  и прежде всего председателю Совета, чтобы сдвинуть с мертвой точки дело духовного воспитания детей, обратить внимание общественности на состояние школы, пробить глухую стену бюрократического просвещенческого руководства… Словом, мечта становилась былью. Теперь только работать, работать»[1].

Старшеклассники приняли новый предмет. Увидели в нем большие возможности и учителя, обсуждали, спорили, учились. На базе школы руководители Кировского РОНО создали курсы подготовки учителей к преподаванию предмета. Первая группа слушателей состояла из 28 человек. Почти все они начали преподавать МХК в своих школах. Активно подключилась к преподаванию МХК школа № 381 того же Кировского района, известная тогда под именем «поющей», где директором был  еще один выдающийся  педагог нашего города, в прошлом фронтовик-доброволец,  Николай Владимирович Белоусов, который уделял большое внимание эстетическому воспитанию в своей школе и сам  солировал  в школьном хоре. Здесь была стартовая площадка  для учителей  МХК, освоение методики преподавания предмета.  Мы ходили  на уроки к Лии Михайловне, вместе с ней их обсуждали, определяли, что же делает урок МХК особенным, уроком искусства, вызывающим на сопереживание, заставляющим «точнее мыслить и глубже чувствовать».

Лия Михайловна строила свою работу с нами, учителями самых разных специальностей, на приобщении нас к искусству - заражала нас своей любовью к нему, учила  понимать  жизненный смысл, который оно несет людям. Не от формы  нужно идти, не от формального анализа художественного произведения, а пытаться понять его, как своего собеседника, друга – понять смысл того, который стремится донести до нас его автор, чем хочет нас взволновать,  над чем заставляет задуматься. Мы учились выходить НА ОБЩЕНИЕ  С ВЕЛИКИМИ  ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ  – кладовой  вечных жизненных ценностей. И это было самым трудным -  ПЕРЕСТРОИТЬ  СЕБЯ,  посмотреть ДРУГИМ ВЗГЛЯДОМ на предмет преподавания. Не холодным взором объективного познания, которое у нас вырабатывалось годами нашей учебы в школе и в институте, а «человеческим», с точки зрения познания жизни, «духовной пользы» для себя,  познания, вызывающего ассоциации, пробуждающего собственное отношение, собственные чувства и мысли.  

Именно в то время произошли во мне изменения, которые воспитали меня как учителя литературы и мировой художественной культуры… Я окончила  русское отделение филологического факультета ленинградского университета, в  школьные годы училась в городской  детской музыкальной школе №1, где директором была С.С.Ляховицкая,   сольфеджио вела автор  «Музыкальной грамоты» А.В.Барабошкина, а  фортепиано мне  преподавала Зинаида Яковлевна Виткинд, известная тогда пианистка.  Но музыку  я не любила! Если и отправляли меня в филармонию на концерт  известного гастролирующего пианиста, то не слушать музыку, а наблюдать за его пианистическим мастерством.  Встреча с Лией Михайловной все изменила, и я полностью согласилась с А.С. Пушкином в том,  что «лишь любви музыка уступает». Лия Михайловна открыла мне глаза и на изобразительное искусство. Раньше я смотрела на картины в музее «лишь глазами», проходила,  рассматривала, фиксировала название, что-то запоминала, но в основном  забывала -  так делают большинство людей.  Лия Михайловна  сумела подключить к восприятию картины   душу и мысль - и на полотнах  открылись «души изменчивой приметы», живопись стала меня просто завораживать своей красотой,  заставляя восхищаться жизнью. И это захотелось передать своим ученикам, научить и их увидеть прекрасное в жизни, радоваться  жизнью во всех ее проявлениях…

В 1980 г. окончили   381 школу учащиеся, на уроках которых мы присутствовали в течение трех лет. Это были в основном дети рабочих Кировского завода.  В архиве Лии Михайловны хранятся анкеты, письма родителей, их выступления в заводской газете в защиту предмета, с благодарностью учителям, школе, и даже есть медаль, специально выпущенная заводом в честь этого первого выпуска.

В 1973 году, после прохождения целевой аспирантуры,  Лия Михайловна защитила  диссертацию, в которой обосновала название факультатива по истории «Мировая художественная культура», необходимость его преподавания в школе как курса формирующего мировоззрение старшеклассников и их личностный рост. Обосновала принципы построения его программы, которые в своей  системе составляют основу методики  МХК как предмета художественно-интегрального, способного выполнить  актуальные задачи духовного воспитания подростков.

В 1975 году под руководством Л.М.Предтеченской  и кураторством Д.Б.Кабалевского в НИИ школ МП РСФСР началась научная разработка предмета  «Мировая художественная  культура». В 1977 году, видя положительные результаты  преподавания МХК  в ленинградских школах,   МП РСФСР наконец опубликовало программу предмета и разрешило начать ее официальную экспериментальную проверку в школах как возможного варианта обязательного предмета для всех старшеклассников. В течение 9-ти лет (с 1977 по 1987 гг.)  новый школьный курс  экспериментально проверялся в городских и сельских школах СССР (сначала в эксперименте участвовало 13, потом – 18, затем 78 школ). Учителей готовили уже в Центральном институте усовершенствования в Москве и в Ленинградском  ИУУ. За ходом эксперимента следили и изучали его материалы сотрудники НИИ комплексных социальных исследований. Результаты эксперимента были обобщены и опубликованы. Новый предмет был поддержан учителями, учениками и их родителями, вызвал огромный интерес у передовой общественности. В 1987 году решением Коллегии МП РСФСР курс «Мировая художественная культура» был включен в учебный план общеобразовательной школы. Это была большая победа!

Конечно, эта победа далась непросто. В своем неопубликованном очерке «Немного истории», который я уже цитировала, Лия Михайловна  так пишет о времени экспериментального преподавания: «десять лет неусыпных инспекторских проверок, попыток запретить предмет («нам станочники нужны, а вы учеников картинками увлекаете», - сказал как-то мне весьма серьезно начальник программно-методического управления Минпроса) или утверждений: нет таких учителей,  которые  могли бы преподавать в школе мировую художественную культуру».

В 90-е годы предмет продолжал научно оснащаться, разработан комплект учебно-методических пособий по предмету: методические рекомендации для учителей,  фонохрестоматия и набор диапозитивов. Примерно с середины 90-х годов началась  работа по изданию учебно-методических пособий  по МХК в издательствах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. С конца 80 – х годов на базе Центрального Института усовершенствования учителей (теперь АПК и ПРО)  осуществлялась подготовка учителей и методистов  мировой художественной  культуры для различных регионов России. В региональных институтах усовершенствования учителей введен статус методистов МХК, которые стали руководить учебно-методической работой и подготовкой учителей МХК в различных территориях страны.

В апреле 1991 года Лия Михайловна и я были официально оформлены на работу в Институт Общего образования МО РСФСР,  в котором была организована лаборатория мировой художественной культуры.  Когда в 1996 году началось составление образовательных стандартов,   наша лаборатория, во главе с Л.М.Предтеченской,  в соответствии с заданием Министерства образования, разработала: «Минимум содержания образования» по предмету «Мировая художественная культура» и «Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Мировая художественная культура», «Способы проверки подготовленности учащихся по предмету МХК»  и  «Рекомендации для проведения аттестации учителей мировой художественной культуры»[2]. Это были чрезвычайно важные материалы для методистов и учителей МХК, так как они приводили преподавание мировой художественной культуры к определенному единству, указывая на результат, к которому нужно стремиться. Одновременно с работой, в качестве соискателя,  в 90-е годы в течение пяти лет я училась в аспирантуре ЛГПИ им. А.И.Герцена, где моим научным руководителем был Марк Григорьевич Качурин, профессор, доктор педагогических наук, по учебникам русской  литературы которого долгое время учились миллионы старшеклассников, он поддерживал предмет «Мировая художественная культура», видел в нем большую связь с предметом русской литературы,  помогал Лие Михайловне советами, терпеливо учил меня научной работе.  В 1997 году в НИИ школ МОПО РФ я защитила кандидатскую диссертацию, в которой, обобщив открытия педагогики искусства и опираясь на современную философскую теорию диалогического общения,  обосновала принципы преподавания МХК как предмета искусства и художественно-педагогические методы создания урока и учебных пособий для учащихся по предмету «Мировая художественная культура»[3]

Заканчивались 90-е годы ХХ века, мы все, «предтеченцы», готовились войти в новое тысячелетие с огромным желанием продолжать начатое и поставленное в российской общеобразовательной школе «дело духовного воспитания детей силой воздействия и средствами искусства». Светлая память Лии Михайловне Предтеченской, нашему Учителю, талантливому педагогу-новатору и самоотверженному человеку, стойко и мужественно преодолевшей все преграды на пути к успеху этого нужного для России дела! 

                      Десять лет без Лии Михайловны Предтеченской…

Новое тысячелетие началось знаменательным событием для российского образования, взглядом в его будущее: весной 2000 года в Ростове-на-Дону  состоялась всероссийская конференция, организованная Министерством Образования  Российской Федерации на тему: «Содержание образования в двенадцатилетней школе». На ней впервые была представлена образовательная область «Искусство» с предметом «Мировая художественная культура»:

«Во всех типах школ ведется преподавание МХК, где происходит общение учащихся с выдающимися произведениями мирового искусства. На уроках старшеклассник, устремленный в будущее, найдет «жизненный материал», в котором он остро нуждается, получит идейный эмоциональный заряд, стимулирующий работу его чувств и разума, заставляющий в согласии или споре с художником вырабатывать свое отношение к миру, собственную систему духовных ценностей[4]. У выпускников формируется потребность воспринимать художественную культуру на протяжении всей жизни, находить в произведениях искусства нравственную опору»[5]

Это была  концепция преподавания мировой художественной культуры Л.М.Предтеченской. Именно таким должно быть преподавание МХК - дающим жизненные ориентиры молодым людям, выходящим в самостоятельную жизнь, формирующим потребность находить духовно-нравственную опору своей жизни  в художественной культуре, этом неиссякаемом хранилище общечеловеческих жизненных ценностей, найти смысл своей жизни, черпать веру в свои собственные силы.  Что может быть важнее этого?  Великий психолог ХХ века  С.Л.Рубинштейн говорил о таком подходе к воспитанию как о единственно правильном,  приобщающем   человека  к «верной жизни», к духовному самосовершенствованию на протяжении всей  жизни, создающим возможность  «полноценного, радостного человеческого существования».

Десятилетие без Лии Михайловны Предтеченской у нас, её учеников, последователей, единомышленников, прошло в научном осмыслении и развитии её педагогических открытий, а также  реализации их в школьном преподавании.

Самое главное – это «одеть» курс, говорила Лия Михайловна, это важнее, чем  написать докторскую диссертацию, на которую у неё не хватало времени.  «Одеть» - это значит методически обеспечить учителя всем необходимым для преподавания МХК. Предмет новый, а новизна содержания художественно-интегрального предмета влечет за собой и «принципиально новую» методику его преподавания – ведь привычными   дидактическими методами, ориентированными  на  приобретение учащимися знаний, умений и навыков, невозможно достичь тех психологически-сложных  задач духовного воспитания и личностного развития старшеклассников, которые стоят перед курсом «Мировая художественная культура».

Продумывая  основы методики преподавания МХК, Лия Михайловна опиралась на последние открытия в философской теории познания (современная теория диалога), психологии (теория художественного восприятия) и педагогике (развивающее обучение, педагогика искусства). Основополагающим, концептуально важным положением методики преподавания мировой художественной культуры, тем самым секретом, который необходимо  постичь, чтобы открылся заветный «ларчик»,  является положение о том, что ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ПРОИСХОДЯТ РАЗНЫМИ ПУТЯМИ: получение знаний - путем передачи информации, умения - с помощью показа,  а  ВОСПИТАНИЕ,  то есть  постижение  духовных  ценностей,  происходит   в процессе ДУХОВНОГО ОБЩЕНИЯ[6]. В его основе лежит не просто понимание того, что говорит человек,  а понимание, связанное с переживанием, или с СОПЕРЕЖИВАНИЕМ тому, с кем человек общается. Человек, воспринимающий художественные произведения,  вступает в духовное общение с его героями и авторами, переживает и размышляет вместе с ними. Потому что  «цель художника – не сообщить  какие-то истины читателю, зрителю, слушателю и не пытаться поучать его, а завязывать с ним воображаемое общение и тем самым приобщить его к своим ценностям – к своим идеалам, устремлениям, нравственным принципам, политическим убеждениям, эстетическим переживаниям… Художник распахивает перед людьми свою душу, как перед ближайшими друзьями, исповедуется перед ними, искренне и откровенно, и тем самым их воспитывает. Такое нравственно-эстетически-гражданское   воспитание искусством и дополняет, и углубляет, и целенаправленно расширяет опыт личности»[7].

Именно  организация общения школьников с произведениями великих творцов мировой  художественной культуры стала  в центре внимания   всех  учебно-методических пособий по МХК, которые вышли в свет в первое десятилетие XXI века – десятилетие без Лии Михайловны Предтеченской.

Одним из первых таких пособий  стала  вышедшая в 1999 году  в Петербурге  РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ  по МХК  для учащихся 9 класса «Век Просвещения». Она композиционно  построена его авторами Ванюшкиной Л.М. и Копыловым Л.Ю.  в виде фантастического  путешествия во времени, в котором герои художественных произведений XVIII века и их авторы становятся собеседниками современных школьников.[8] 

А в 2000 году  опубликована  еще одна  «рабочая тетрадь» по МХК,  тоже очень оригинальная – «ДНЕВНИК ЧИТАТЕЛЯ, ЗРИТЕЛЯ, СЛУШАТЕЛЯ»[9]. Он предназначен для записи учениками своих впечатлений от прочитанных произведений литературы, просмотренных телепередач или фильмов,  после посещения концертных залов, театра, кино, музеев. Дневник разработала сама Л.М. Предтеченская,  убежденная    в том, что именно такое учебное пособие, имеющее цель «целенаправленно влиять на художественные впечатления  учащихся, получаемые ими в своей внешкольной жизни», должно стать  самым  главным учебным пособием  для учащихся  по мировой художественной культуре.

В 2001 году в ГИЦ  «ВЛАДОС» была издана программа Л.М.Предтеченской «Мировая художественная культура»[10], по счету это ее 6 издание. С позиций современности было проведено ее обновление, особенным изменениям подверглись темы последнего раздела «Художественная культура 60 – 90-х годов XX века». Программа напечатана в сборнике, в который  вошли статьи, относящиеся к методике преподавания МХК. Как и в предшествующем издании, программа  Л.М.Предтеченской напечатана  вместе с программой   Ю.А.Солодовникова «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения»   для  6 – 8 классов. После экспериментального преподавания МХК Лия Михайловна учла пожелания учителей-экспериментаторов начинать преподавание мировой художественной культуры не с XVIII века, а с ее истоков – с древности, но не в старших классах, а в средних – с того момента, когда на уроках истории начинается изучение истории Древнего мира. Под её кураторством искусствовед Ю.А.Солодовников создал программу  для 6 – 8-х классов, которая была опубликована вместе с программой Л.М.Предтеченской «Мировая художественная культура. 9 – 11 классы» в 1994 году[11]. «Сборник программ и методических материалов. 6 – 11 классы»  прошел через экспертный совет  и получил министерский гриф о допуске преподавания в школах. С этого момента  ГИЦ «ВЛАДОС»  взял на себя ответственность издавать УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО МХК, и я, как его научный редактор,  с большой благодарностью вспоминаю  поддержку и  участие, которые я получала в процессе нашей совместной работы над ним от редакторов издательства и лично от  его директора   Ольги Ивановны Бородиной.  Учебники по программе Ю.А.Солодовникова  издавались в издательстве «Просвещение».

В 2002 году вышла из печати  «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»[12]. Содержание книги достаточно точно выразило бы   название «Общение с искусством и искусство общения», потому  что в  ней  доказывается, почему именно  общение с искусством  необходимо организовать на уроке мировой художественной  культуры  и  объясняется,  что же  это  такое  -  общение  с  искусством. Но чтобы на уроках действительно  состоялось  общение - диалог  с  шедеврами  мирового  искусства, учитель  должен  обладать  высоким  педагогическим  мастерством, которое  можно  сравнить с  художественным  творчеством. Книга  раскрывает  секреты  этого  мастерства.

В 2004 и 2005 году в ГИЦ «ВЛАДОС» опубликованы МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ в серии «КОНСПЕКТЫ УРОКОВ» для 9 и 10-х классов (для 11 классов находится в печати)[13]. После программы  именно эти  книги являются самыми важными пособиями учебно-методического комплекта по предмету МХК, так как они представляют  уроки по мировой художественной культуре, на которых происходит НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ВСТРЕЧА  УЧАЩИХСЯ С ИСКУССТВОМ, организация художественно-педагогического общения. Во всех трех сборниках уроки располагаются  в последовательности их преподавания, которая соответствует разделам и темам программы «Мировая художественная культура», многие из них написаны в виде  драматургически выстроенных «художественно-педагогических произведений», похожих на сценарии. И все три сборника можно рассматривать как своеобразные «мастер-классы» Л.М. Предтеченской и ее учеников-последователей по методике преподавания  МХК.

В «ПЕДАГОГИКЕ ОБУЧЕНИЯ» так можно назвать  дидактику, учебно-методический комплект по любому школьному предмету всегда возглавляет учебник - «книга, в которой излагается материал в соответствии с содержанием и системой учебной программы».  А вот в «ПЕДАГОГИКЕ ВОСПИТАНИЯ»,  формирования духовных ценностей, традиционный учебник оказывается  не способным выполнить задачи духовного воспитания.     В 90-е годы  научной группой под руководством Л.М.Предтеченской была разработана концепция   пособий  для  учащихся по предмету  «Мировая художественная культура», которая  бы способствовали в единой системе с уроком МХК эффективному осуществлению «сверхзадачи» предмета, связанной с постижением подростками общечеловеческого духовно-нравственного опыта, хранящегося в мировой художественной культуре. В течение нескольких  лет велась работа по созданию экспериментальных пособий, которые   легли в основу учебных пособий для учащихся 9 класса, которые пополнили Учебно-методический комплект  по по МХК в 2003 и 2005 годах: «ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ» и «РОМАНТИЗМ И РЕАЛИЗМ»[14].  Предисловие к ним называется «Обращение к читателю, или приглашениее к разговору об искусстве». Каждая глава посвящена одному из творцов художественной культуры того времени, она  так и называется именем писателя, художника или композитора, о котором идет речь: «Даниэль Дефо», «Франц Шуберт» и т.д.  Каждая из глав имеет и одинаковое построение. Сначала вы читаете небольшой  биографический очерк, который начинает главу. Затем приступаете к чтению высказываний о данном творце художественной культуры и его произведениях, сделанных людьми разного времени, чаще всего знаменитыми. Высказывания содержат их чувства и мысли, их мнения и оценки по поводу  художественных произведений. В конце главы – вопросы и задания, которые помогут читателям стать участником развернувшегося диалога об искусстве, присоединиться к размышлениям о различных художественных произведениях, поучаствовать в споре, иногда возникающем на страницах хрестоматии, определить свою позицию в нем, а также сформулировать свое собственное высказывание.

Работа над созданием УМК по мировой художественной культуре продолжается. Хотя с изданием его появились некоторые осложнения, и на это есть причины…

                    «И вечный бой, покой нам только снится…»

22-oй год  предмет «Мировая художественная культура» живет в школе, из них 10 лет без Лии Михайловны. Но помимо той жизни, о которой я рассказала, у нового предмета была  «ВТОРАЯ» жизнь - сначала  скрытая, завуалированная, затем  более явная,  и  в результате  ставшая «ОФИЦИАЛЬНОЙ».

Эта «вторая» жизнь началась сразу после того, как в 1987 году предмет был утвержден в школах и стали выходить «альтернативные» программы по мировой художественной культуре.   В первую очередь они были написаны теми, кто больше всех убеждал в невозможности для школы такого «сложного» курса. За короткий срок, еще при жизни Лии Михайловны, МХК уже стал «модным» предметом, появилось большое количество программ и учебников под названием «Мировая художественная культура», хотя имели к ней весьма приблизительное отношение, но многие из них с легкостью проходили экспертный совет и получали заветный «министерский гриф». Лия Михайловна «по-философски» относилась к этому, говоря, что она счастлива, что смогла дать работу многим  людям. Но что её расстраивало: программы, с которыми она смогла познакомиться, были примитивны, поверхностны, не преследовали никаких целей, не говоря уже о той высокой цели духовного воспитания подростков, ради которой был создан предмет. К началу ХХI  века  программа Предтеченской уже стояла в общем ряду разных программ по МХК, и многие учителя, теряясь в выборе программы для преподавания, шли самым простым путем: не  заморачивая себе  голову  освоением  каких-то новых «художественно-педагогических» методов и приемов, позволяющих воздействовать на внутренний мир подростков,  стали  просто ДАВАТЬ  ИНФОРМАЦИЮ о  мировой  культуре  и   ПРОВЕРЯТЬ,  КАК  УСВОЕНЫ  ЗНАНИЯ.

«Порядок» стал наводиться в связи с начавшейся в 2002 году  реформой школьного образования. «Концепция модернизация российского образования на период до 2010 года» была наполнена новыми социальными требованиями к системе российского образования: современная школа должна идти в ногу со временем, выращивая для поднимающейся России самый важный ее ресурс – ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ. В ней написано:  «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,  которые могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны»[15]. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,  которые могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны»[16]. Радостно осознавать, что «Концепция модернизации российского образования»  звучит  в унисон с концепцией  новаторского курса для старшеклассников Л.М.Предтеченской «Мировая художественная культура»!

Но, к огромному сожалению, реформаторская  политика  Министерства образования оказалась направленной как раз «в сторону наоборот»! В сторону укрепления  приоритета обучения над воспитанием, усвоения знаний над развитием личности, науки над искусством,  дидактики над педагогикой воспитания. Я как специалист в той самой области духовно-нравственного воспитания и личностного развития подростков, которую «Концепция  модернизации российского образования» признает приоритетной, вижу главную причину  регрессивного движения школьной реформы в профессиональной несостоятельности того «министерско-академического корпуса», которому доверили ее осуществлять. Ни открытия художественной педагогики воспитания, которая уже давно доказала свое право на достойное место в образовании,  ни инновационные исследования и эксперименты педагогической психологии, сделанные  учеными не академического уровня, ни  инновации, накопленные в практике преподавания  российских школ в области духовного воспитания, не были использованы при написании новых образовательных стандартов. Этим-то прежде всего и можно объяснить тот «неуспех» в деле «возрождения российской образовательной системы», о котором говорил  в своем первом Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года Президент России Д.А.Медведев: «Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже «откатились. И это становится самой серьёзной угрозой нашей  конкурентоспособности». За такое «положение дел в образовании» прежде всего должен держать ответ руководитель коллектива разработчиков новых образовательных стандартов, член-корреспондент РАО Кондаков А.М., который задал направление решать психологически-сложные задачи личностного  развития  подрастающего гражданина нашей Родины  несвойственными этой задаче дидактическими методами обучения.

Не случайно первым, написанным в 2002 году образовательным стандартом стал «Социальный стандарт Российской Федерации», в  котором  поставлены все точки над «и»: «под воспитанием понимается целенаправленное педагогически организованное взаимодействие  детей и взрослых, направленное на развитие личности» -  а сам стандарт «устанавливает основные виды услуг, создаваемых в образовательном учреждении в целях реализации воспитания»[17]. Он так и называется: «МИНИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ВОСПИТАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ». Ну как появилось в период модернизации образования такое допотопное понимание «методов» воспитания?

А вот какая «метаморфоза»  произошла с мировой художественной культурой: из НОВАТОРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРЕДМЕТА, организующего общение старшеклассников с искусством, благотворно влияющая на их внутренний мир, он под видом  модернизации превратился в ТРАДИЦИОННЫЙ ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ТОЛКА, дающий знания в области культурологии и не  способный  эффективно решать важнейшие задачи духовно-нравственного и личностного  развития молодых людей, которые признаны приоритетными  в сегодняшнем обществе!

В начале статьи я приводила цитату из  концепции предмета «Мировая художественная культура»   «старого» образовательного стандарта 2000 года  –  прочтите ее, пожалуйста, еще раз и сравните  с тем, как представлена  концепция МХК  в «новом» стандарте  2004 года – и вы убедитесь во всем сами:

«Содержательная часть стандарта строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы при соблюдении логики исторической линейности… Реализация культурологических и эстетических подходов в изучении мировой художественной культуры предполагает умение анализировать, синтезировать и критически осмысливать материал»; «Изучение мировой художественной культуры направлено на формирование устойчивого интереса и знаний  отечественной и мировой художественной культуры, знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей…»[18]

Никакого «общения с искусством» и «жизненного материала»,  никакой «нравственной опоры»,  в  чем   «остро нуждаются» выходящие из школы молодые люди - одно лишь изучение «культурных доминант» и «умение анализировать и синтезировать»… Ну почему так? Почему  концепция предмета, рожденного потребностью времени,  созданного с такой любовью к детям,  с такой отдачей душевных сил и прошедшая широчайшую экспериментальную проверку так  кардинально  изменена?  На эти вопросы  я получу  чиновничье-равнодушные  ответы, как это уже было не раз: программа Предтеченской устарела,  она не соответствует запросам современного образования,  т.к. объем ее содержания невозможно реализовать за время, отводимое базовым учебным планом на МХК, а структура программы  предназначена для линейной системы образования и плохо согласуется  с «концентром».  Хотя любой здравомыслящий человек понимает, что устарела не программа, созданная  талантливым педагогом-новатором, а мышление людей, которые взялись  осуществлять реформу модернизации, а сами,  «сужденья черпая из забытых газет»,  «поют всё песнь одну и ту же» - о дидактике как единственно возможном способе получения  образования  (как обучения,  так и воспитания) и о «фундаментальной науке» как единственной его опоре. А  как же классическое искусство? А педагогика искусства? Пусть они останутся  на десятом плане, так как пробуждают у россиян, что хорошо  известно,   «огонь вольнолюбия и свободомыслия», а оно надо?

Действия людей, осуществляющих реформу российского образования начала нового тысячелетия логичны и последовательны. С 2005 года  Министерство образования соединилось с министерством науки  и стало называться  «Минобрнауки России». В этом же году ликвидирован экспертный совет, предполагавший обсуждение поданных на экспертизу программ и учебников, что теперь не нужно, и введена новая процедура экспертизы - закрытого характера, лишь рецензии РАН («выяснить, соответствует ли содержание учебника современным научным представлениям») и РАО («оценить соответствие учебника возрастным и психологическим особенностям обучающихся и соответствие его содержания федеральному компоненту государственного стандарта общего образования»)[19]. В 2006  экспертизу прошли  только два учебника по мировой художественной культуре, так как только эти два  оказались соответствующими всем условиям нового образовательного стандарта[20]. Тем самым было покончено  и с программой Л.М.Предтеченской, и с «двойной» жизнью предмета МХК, когда учителям предоставлялся выбор программы для преподавания.    

Предмет «Мировая художественная культура» в школе сохранен, но что от него осталось?     В одной древнеегипетской легенде рассказывается о том, что когда делали мумию,  из человеческого тела вынимали все внутренности, но сердце оставляли, считая  его вечным, без которого невозможно возрождение человека.  У меня  же возникло ощущение того, что из предмета  МХК  вынули сердце, оставив оболочку и кишки…

«И вечный бой, покой нам только снится» - эту строчку из стихотворения А. Блока часто повторяла Лия Михайловна. Она была настоящим борцом: воевала на фронтах Великой Отечественной войны, боролась за души своих учеников, работая учителем истории в школе, боролась сначала вместе с Дмитрием Борисовичем Кабалевским, потом одна с министерскими, академическими и другими чиновниками, за то, чтобы  «сдвинуть с мертвой точки дело духовного воспитания детей», за предмет «Мировая художественная культура»…

Ее дело правое, и мы принимаем от нее эстафету. Нам  легче - ведь  мы живем в эпоху демократии, диалога и свободы слова! В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» написано:

«Определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты».

Журнал "Искусство в школе", 2009, ,№ 4, с.6 - 12;

 Учебно-методическая газета "Искусство",  № 12, с. 5 - 6, № 13, с. 6 - 7


[1] Целиком очерк опубликован в книге:  Конспекты уроков по мировой художественной культуре. 9 класс. Художественная культура XVIII  века –  50-х годов XIX века: пособие для учителя / под ред. Л.В.Пешиковой          – М., ГИЦ ВЛАДОС, 2004. – С. 8 - 11

[2] Эти документы, апробированные  в системе повышения квалификации учителей и на семинарах эстетического цикла при лаборатории искусства и масс-медиа МИПКРО,  были опубликованы   в 2000 г.: Л.В.Пешикова, Л.М. Предтеченская. Минимум содержания образования по предмету «Мировая художественная культура». Рекомендации для проведения аттестации учителей мировой художественной культуры. Рецензенты: Фоминова М.А., Реут В.Ф. – М.: Книголюб, 2000. – 72 стр.

[3] Пешикова Л.В. Организация общения на уроках мировой художественной культуры как средство эстетического развития школьников: Автореферат диссертации  на соискание ученой степени канд. пед. наук. – М., НИИ школ МОПО РФ, 1997

[4] «Ценность – значимость для человека чего-то в мире. К ценностям прежде всего относится идеал – идея, содержание которой выражает нечто значимое для человека. …Диалектика ценностей как диалектика взаимоотношений человека с миром»  - Там же. - С. 369, 370  

[5] Концепция содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе. Мировая художественная  культура (МХК) – в сб.: Содержание образования в двенадцатилетней школе / Под редакцией Киселева А.Ф  - М.: Министерство образования, 2000. – С. 203

[6] Тезис дидактики «воспитание в процессе обучения» оказывался верным  только в том случае, когда учитель входит на своих уроках в духовное, межличностное общение с учениками –  когда выражает своё отношение к предмету, к поступкам учеников, радуется их успехам, оценивает их труд и т.д.

[7] Каган М.С. Мир общения. – М., 1988. – С. 305

[8] Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю. Мировая художественная культура. Век Просвещения. Рабочая тетрадь для учащихся 9 класса. – СПб:  СМИО Пресс, 1999 – С. 4 - 5

[9] «Дневник читателя, зрителя, слушателя». На основе материалов Л.М.Предтеченской. – М.,  «Фирма МХК», 2000. -

[10] Л.М.Предтеченская. Художественная культура Нового и Новейшего времени. 9 – 11 классы. – В сб.:  Солодовников Ю.А. Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура: Сборник программ и методических материалов: 6 – 11 классы. – М.: ГИЦ « ВЛАДОС»,  2001. – С. 124 - 226

[11] Программы для общеобразовательных учреждений. Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6 - 8 классы. Мировая художественная культура. 9 – 11 классы, М., «Просвещение», 1994 (переиздание 1995)

[12] Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе. Пособие для учителя. – М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002 (переиздано в 2005 г.)

[13] Конспекты уроков по мировой художественной культуре. 9 класс. Художественная культура XVIII века – 50-х годов XIX века. Пособие для учителя / Под редакцией Л.В. Пешиковой. – М., ГИЦ «ВЛАДОС», 2004;

Конспекты уроков по мировой художественной культуре. 10 класс. Художественная культура второй  половины XIX – начала XX века. Пособие для учителя /Под  редакцией Л.В.Пешиковой. – М., ГИЦ «ВЛАДОС», 2005.

[14] Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения: Пособие для учащихся 9 кл. /Автор-составитель Л.В.Пешикова и др. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003;

      Мировая художественная культура. Романтизм и реализм: Пособие для учащихся 9 кл. /Автор-составитель Л.В.Пешикова и др. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2005.

[15]Здесь и дальше цитаты из «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». – Президент России. Официальный сайт. 5 апреля 2002 года.  Москва, Кремль

[16]Здесь и дальше цитаты из «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». – Президент России. Официальный сайт. 5 апреля 2002 года.  Москва, Кремль

[17] Социальный стандарт Российской Федерации «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в общеобразовательных учреждениях общего образования»  (приложение к письму МО от 15.12.2002 г. № 30-51-914/16), п. 4.2

[18]  Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» - IV, с.9; III, с.3

[19] По сведениям, которые дала «Вестнику образования» начальник отдела учебной литературы и средств обученияДепартамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Светлана Тетерина.

[20] Кстати, оба автора учебников,  посвятили свои программы светлой памяти Лии Михайловны Предтеченской…