ГЛАВНАЯ

Вступление

Презентация

Реклама

О ФОНДЕ

Документы

Регистрация

Устав

Структура

Президент

Попечительский совет

История Фонда

ПУБЛИКАЦИИ

ПРОЕКТ

О проекте

Эксперимент

Отчеты

Предмет «Искусство»

Школьный театр «ШКОТ»

Творчество учителя

АРТ-ТЕРАПИЯ

КОНТАКТЫ

Обратная связь

Реквизиты

НОВОСТИ


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Написать, позвонить в ФСКИ

С.-Петербург

Тел/факс: (812)670-71-73

Моб.тел.:

+7-921-757-71-81 Мегафон

+7-911-010-73-55 МТС

Логин в Skype: peshiko1

Эл.почта:

peshiko@mail.ru


НОВОСТИ

В журнале «Вопросы культурологи» № 11 2017 г. в разделе «Новости образования и культуры» опубликована статья «95 лет со дня рождения Л.М.Предтеченской»

Подробности и полностью текст

ЗДЕСЬ!


ВСЕ НОВОСТИ

Архив

 

Проект

Антикризисная социально-культурная программа

 «Экология души и молодежь»

 

Эксперимент

 

С 2011/2012 учебного года в рамках проекта «Антикризисная социально-культурная программа «Экология души и молодежь» в нескольких школах России Фонд «Социально-культурная инициатива» начал проводить ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ по внедрению в учебный процесс инновационных художественно-педагогических технологий, связанных с духовно-нравственным воспитанием школьников. Ход эксперимента и его результаты будут согласно плану проекта опубликовываться на сайте ФСКИ в разделе ОТЧЕТЫ.

 

 

 

Экспериментальный проект. 

Внедрение в учебный процесс эффективных технологий по духовно-нравственному воспитанию школьников.

  

1.   Название проекта:
Внедрение в учебный процесс эффективных художественно-педагогических
технологий по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
2. Задачи государственной политики в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлен проект (цитатами из документов):
Из «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»:
«Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно - экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности»;
«Необходимо ориентировать  образование не  только на усвоение  учащимися   определенной   суммы знаний, но и на  развитие личности человека, его познавательных  и  созидательных способностей»,  «выделять в качестве первостепенного приоритета в образовании воспитание», «более полно использовать нравственный потенциал искусства как средство формирования и развития  этических принципов в целях духовного развития личности».
Из послания Президента Медведева Д.А. Федеральному Собранию Российской Федерации. 11 ноября   2009 г.:
«Школа наряду с семьёй является базовым социальным институтом,  формирующим личность, приобщающим новые поколения  к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным. А инновационная экономика может сформироваться только в определённом социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни. Именно закреплённые в национальной культуре нравственные установки, модели поведения предопределяют успешное развитие личности и нации в целом».
«Введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенции и способностей»;
«Мы начнем привлекать для работы в школах тех, кто способен обеспечить более качественное профильное образование для старшеклассников, включая, кстати, и квалифицированных специалистов, которые не имеют педагогического образования».
3. Инновационные механизмы общего образования на федеральном уровне, которые будут апробированы в результате реализации проекта.
Будет апробирована система инновационных механизмов общего художественного образования, позволяющая эффективно решить задачи духовно-нравственного воспитания школьников, остро стоящих перед российским образованием сегодня. В систему входят:
1) Программа интегрального предмета «Искусство» (6 – 11 классы) как центральный  механизм системы, определивший ее другие механизмы - методы и технологии предмета.
2) Метод художественно-педагогической драматургии, помогающий композиционно выстроить урок искусства как единое художественно-педагогическое целое, позволяющий достичь целостности впечатления школьников от художественного явления, которому посвящен урок. В результате в сознании школьников создается и надолго запечатлевается его ОБРАЗ - не просто знание, а художественная картина, то есть то, что коснулось чувств и эмоций, что пережито и прочувствовано, имеет личностный смысл.
3) Технология организации художественно-педагогического общения на уроках искусства, способствующая:

  • воспитанию толерантного отношения «партнеров» общения («учитель», «искусство», «ученики») друг к другу, признанию равенства всех «партнеров» общения на уроке и уникальности каждого;
  • организации действия  — «события» общения на уроке, способного создать и активизировать диалогические отношения между общающимися «партнерами»:  которое бы объединило всех, вызвало желание общаться, всколыхнуло, взволновало всех, заставило бы «заиметь» свое мнение и захотеть его проявить;
  • активизации сопереживания на уроке (что чрезвычайно важно, так как учитель организует общение с таким «партнером», как искусство, а именно переживание лежит в основе художественного творчества)
  • воплощению своих позиций каждым из «партнеров» на уроке,  умению сформулировать свое собственное высказывание оценочного характера  («обмениваться живыми голосами»)

4) Технология организации «обратной связи» при преподавании искусства,состоящая из следующих  взаимозависимых  групп  вопросов и заданий:

  • связанных непосредственно с процессом знакомства школьников с искусством на уроке в соответствии с этапами их личностного и творческого роста;
  • приобщающих школьников к художественной жизни города, страны, мира,  формирующих у них  потребность обращаться к искусству на протяжении всей своей жизни как к духовно-нравственной опоре;
  • связанных с проведением проверочных мониторинговых исследований: 1 -психолого-педагогического наблюдения за учащимися в процессе преподавания им искусства, котороепроводится учителем в течение учебного года, и 2 - проведения психологической диагностики интеллектуального, личностного, социального и творческого роста учащихся, которое проводится психологом один раз в год с 6 по 11 класс.

4. Краткое обоснование актуальности и инновационности проекта.
АКТУАЛЬНОСТЬ проекта вызвана проблемами сегодняшнего времени, определяющимися потребностями социума в духовно-нравственном воспитании учащихся В начале  XXI века была сформулирована  новая концепция российского образования, в которой школе дан социальный  «заказ», заключающийся  в «выращивании человеческого капитала», способного модернизировать Россию: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». (Из «Концепции модернизации российского образования…»)
Ответом на актуальные задачи времени является ФГОС второго поколения, в котором, в соответствии с социальным заказом, установлены требования к достижению у школьников личностных результатов в освоении школьных программ: формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира;  воспитание российской гражданской идентичности и патриотизма, нравственных чувств и нравственного поведения, толерантного сознания и толерантного поведения в обществе и другие. Причем указано, что перечисленные требования к личностным результатам духовно-нравственного и социального воспитания учащихся должны быть оценены не обычным путем выставления итоговой оценки, как при получении метапредметных и предметных результатов, а «в ходе различных мониторинговых исследований».
Перед российской школой поставлены сложные, психологического плана задачи развития личности. Но как их решить? Опыт реализации Государственного образовательного стандарта первого поколения указал на серьезные ошибкипроведения реформы, в результате которых «социальный заказ» не выполнялся. В ноябре 2008 г. результаты модернизации были оценены  Президентом Д.А.Медведевым в послании Федеральному собранию так: «положение дел в образовании оставляет желать лучшего», «с передовых позиций мы уже «откатились», «это становится самой серьёзной угрозой  нашей  конкурентоспособности». Передовые люди России - деятели культуры, ученые, педагоги, психологи -  выступали на страницах печати с целью привлечь внимание к воспитательным возможностям художественной культуры и художественного образования и к тем необратимым последствиям, которые влечет за собой пренебрежительное отношение к искусству. На данном этапе развития России без привлечения искусства в образование и без использования в преподавании искусства особых - «художественно-педагогических», «ценностно-смысловых»  технологий, основанных на законах самого искусства, решить психологически сложные задачи духовно-нравственного воспитания человека,  а значит «вырастить «человеческий капитал», способный модернизировать Россию, практически невозможно. Реализация данного проекта позволит повысить эффективность решения задач духовно-нравственного воспитания  молодежи, остро стоящих перед российским образованием сегодня.
ИННОВАЦИОННОСТЬ проекта заключается:
Во-первых, в концептуально новой художественно-педагогической  системе,  в которой художественная культура (искусство) рассматривается как сокровищница  общечеловеческих ценностей, которые усваиваются школьниками естественным, психологически обоснованным  путем общения с художественными произведениями (с их  героями и авторами), путем их эмоционально-образного проживания, при этом ими приобретается собственный жизненный опыт.
Во-вторых, в методологическом подходе, заложенном в программе интегрального предмета «Искусство», на основе которого разработаны методы и технологии преподавания искусства. Эта методология основывается на философской теории познания, разделяющей два вида человеческой деятельности - рационально-логическую (наука) и ценностную, или духовно-практическую (искусство) и как следствие указывает на разные деятельностные пути двух составляющих образовательного процесса: обучение происходит с помощью подачи и получения знаний, а воспитание, то есть формирование жизненных ценностей - в процессе общения.
В-третьих, в инновационной методике преподавания искусства  – ценностно-смысловой, опирающейся на законы самого искусства и разработанной на основе современной научной теории диалогического общения, которая  позволяет организовать общение-диалог  учащихся с искусством.
В-четвертых, в поддержке проекта передовой общественностьюдеятелями культуры, руководителями предприятий, предпринимателями, заинтересованными в культуре и в художественном образовании как в «кузнице кадров», готовыми оказывать материальную поддержку художественному образованию, но и требовать получения результата – в качестве удовлетворяющего их «человеческого капитала». Данный проект является частью проекта «Антикризисная социально-культурная программа «Экология души и молодежь», проводимого Фондом «Социально-культурная инициатива». 
5. Срок реализации проекта:   3 года  с января 2012 г. по декабрь 2014 г.
6. Краткое описание ожидаемых продуктов проекта:
1) Апробированные в преподавании программы интегрального предмета «Искусство» для средней основной (6 – 9 классы) и средней старшей (10 – 11 классы) школы, относящиеся к образовательной области духовно-нравственной культуры.
2) Апробированные в преподавании конспекты уроков для преподавания интегрального предмета «Искусство» в средней основной (6 – 9 классы) и средней старшей (9 – 11 классы) школе.
3) Методические рекомендации с теоретическим описанием системы инновационных технологий преподавания искусства и определения ее эффективности:
- художественно-педагогическая технология организации общения на уроках искусства и формирования  устойчивых потребностей общения с искусством на протяжении всей жизни,
- технология организации «обратной связи» на уроках искусства, связанная с процессом преподавания искусства на уроках в соответствии с этапами творческого развития учеников,
- технология психолого-педагогических мониторинговых исследований(психолого-педагогического наблюдения за учащимися в процессе преподавания им искусстваи проведения психологической диагностики интеллектуального, личностного и социального роста учащихся).
4) Апробированные в преподавании способы проверки уровня подготовленности учащихся по интегральному предмету «Искусство»
5) Система подготовки учителей к преподаванию интегрального предмета «Искусство», включающая в себя освоение ими:
- основ психологии художественного восприятия и социально-культурной  педагогики, современных методов психолого-педагогического наблюдения за учащимися в процессе преподавания им искусства,
- прогрессивной ценностно-смысловой методики, включающей инновационные художественно-педагогические технологии.
7. Эффективность проекта (ожидаемые эффекты проекта; основные подходы к оценке эффективности проекта)
Ожидаемые эффекты проекта, фиксируемые у учащихся от этапа к этапу:

  • расширение кругозора читателя, зрителя, слушателя;
  • возрастание познавательной активности по предмету, интереса к искусству;
  • развитие сфер психики, необходимых для восприятия искусства: эмоций и чувств, способности к сопереживанию, воображения и интуиции, ценностного сознания;
  • развитие мышления, способного к диалектическому восприятию искусства и жизни: способность воспринимать мир во взаимосвязях, в движении, во внутренних противоречиях; развитие умения сравнивать, делать выводы, обобщать, оперировать имеющимися знаниями в новой ситуации;
  • рост художественно-творческой активности (написание статьи или очерка для классного журнала, сценария для внеклассного мероприятия, литературно-художественной композиции, рассказа, стихотворений, создание иллюстраций к литературным или музыкальным произведениям, оформление инсценировки школьного спектакля, создание костюмов, декораций к ним,  выразительное чтение литературных произведений на уроках или внеклассных занятиях, инсценировка литературных произведений, режиссерское решение постановки, исполнение роли и др.)
  • рост самостоятельной социально-эстетической деятельности (самостоятельное посещение театров концертных залов, выставок, прослушивание передач об искусстве по радио и телевидению, чтение художественной и научно-популярной литературы по искусству; приобретение книг, альбомов по искусству, записей произведений классической музыки; стремление быть в курсе событий художественной жизни города, страны, мира; желание и умение делиться своими впечатлениями и мыслями по поводу искусства с другими людьми);
  • развитие интеллекта, духовно-нравственных и социальных качеств личности, творческих способностей - определяемые с помощью технологий мониторинговой психологической диагностики.

Основные подходы к оценке эффективности проекта – заключаются в разработанной технологии «обратной связи» при преподавании искусства  (описаны  в п. 3).
8. Основные потребители проекта:
Учащиеся подростково-юношеского возраста (6 – 11 классов) образовательных учреждений различного профиля.
9. Организации – соисполнители проекта:
Центр социально-педагогических проблем стратегии развития образовательного процесса МГПИ – осуществляет общую научно-организационную функцию;
Фонд «Социально-культурная инициатива»  -  осуществляет научно-экспериментальное руководство и финансовую поддержку проекта;
Государственные образовательные учреждения - осуществляют экспериментальную работу (конкретно указанную в  п. 11):
- средняя образовательная школа    № 137 Калининского района администрации Санкт-Петербурга;
- средняя общеобразовательная школа №1250 с углубленным изучением английского языка Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы;
- МБОУ Гимназия № 118 г. Ростова-на-Дону

10. Ресурсное обеспечение проекта

Форма 1. Кадровое обеспечение проекта



п/п

Ф.И.О. сотрудника

Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии)

Наименование проектов  (международных, федеральных, региональных, выполненных  (выполняемых) при  участии специалиста в течение последних 5 лет  

Функционал специалиста
в проекте организации-заявителя

1

Кривошеев
Владимир Филиппович

Директор Центра социально-педагогических проблем стратегии развития образовательного процесса МГПИ,
доктор исторических наук, профессор, член-
корреспондент РАО, Заслуженный деятель науки, Лауреат премии правительства в области образования

Региональный проект «Педагог и молодежные субкультуры» ЛОТ № 20/ГМ от 21.10.2006
ДОМ.
И другие проекты
(см. Форму 5)

Научно-организационное руководство
проектом

2

Пешикова
Людмила Валентиновна

Президент Фонда «Социально-культурная инициатива»,
кандидат педагогических наук

 Нет

Научный руководитель  эксперимента, автор и научный редактор УМК по интегральному предмету «Искусство»

3

Ясюкова

Людмила Аполлоновна

Заведующая кафедрой социальной психологии НИИКСИ факультета социологии СПбГУ, кандидат психологических наук

Нет

Автор и руководитель мониторингового
психолого-педагогического и
психологического исследований

4

Пономарева
Наталья Владимировна

Руководитель школьного кружка «ШКОТ» школы
№ 137 и Лицея № 384 г.
Санкт.-Петербурга;
Образование высшее;
редактор СПб  ТВ

Нет

Автор-разработчик внеурочного предмета «Искусство театра и кино. ШКОТ (школьный театр)»;
Учитель-экспериментатор

5

Янике
Юлия

Викторовна

Учитель музыки и МХК школы № 1250 г Москвы,
образование высшее, Заслуженный учитель России

ГЭП «Становление детско-взрослой образовательной общности в поликультурном пространстве мегаполиса»

Организатор ОЭР,
учитель-экспериментатор

6

Листвина
Татьяна
Евгеньевна

Учитель музыки и МХК школы № 137
С.-Петербурга,
образование высшее

Нет

Организатор ОЭР, учитель-экспериментатор

7

Калюжная
Янна
Львовна

Учитель Искусства и МХК МБОУ Гимназия № 118
г. Ростова-на-Дону

Конкурс «Учитель года»
в г.Ростов-на-Дону,  2013 год

Организатор ОЭР, учитель-экспериментатор

Форма 2. Нормативное правовое обеспечение проекта



п/п

Наименование нормативного правового акта (федерального, регионального, муниципального)

Краткое обоснование включения нормативного правового акта в нормативное правовое обеспечение проекта

 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от   23.06.2009 № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».

 

Форма 3. Финансовое обеспечение проекта



п/п

Источники и объемы финансирования

Направления расходов (по годам)

1

Государственное финансирование
(оплата за уроки, которые ведут учителя в экспериментальных классах и кружках)

В течение трех лет реализации экспериментального проекта

2

Финансирование Фондом «Социально-культурная инициатива» (согласно Доворам ФСКИ с каждой школой)

В течение трех лет реализации экспериментального проекта

 

11. Алгоритм реализации  проекта («Дорожная карта»)

Цель программы:
Внедрение в учебный процесс инновационных художественно-педагогических технологий по духовно-нравственному воспитанию школьников. 

Направления:

  • Подготовка учителей-экспериментаторов к преподаванию программ интегрального предмета «Искусство» (6 - 11 классы); освоение ими инновационных ценностно-смысловой методики преподавания искусства и мониторинговой психолого-педагогической технологии, связанной с оценкой личностного, социального и творческого роста учащихся.
  • Обеспечение учителей и учащихся экспериментальных классов учебно-методическими пособиями для преподавания интегрального предмета «Искусство» (6 – 11 классы).
  • Апробация программ и учебно-методического комплекса интегрального предмета «Искусство» с 6 по 11 класс.
  • Разработка и апробация дополнительных художественных программ кружков, студий или других внеурочных занятий, в преподавании которых используются ценностно-смысловые технологии и которые посещают ученики экспериментальных классов параллельно с преподаванием им интегрального предмета «Искусство».
  • Приобщение школьников экспериментальных классов к культурно-художественной жизни города, страны, мира; воспитание потребности обращаться к искусству на протяжении всей своей жизни как к нравственной опоре.
  • Проведение мониторинговых исследований, связанных: 1) с оценкой развития  познавательно-эстетической активности школьников экспериментальных и контрольных классов; 2) с психолого-педагогическим наблюдением за учащимися экспериментальных классов в процессе преподавания им искусства с использованием инновационных ценностно-смысловых технологий; 3) с проведением психологической диагностики интеллектуального, социального и творческого роста учащихся экспериментальных и контрольных классов.
  • Поэтапное предоставление отчетов по эксперименту (в конце каждого года); публикация материалов эксперимента на сайте ФСКИ, в печати и других средствах массовой информации.

 

Программа проведения исследования (поэтапно)

 

Направления исследования

 

Содержание работы.
Мероприятия.

 

Планируемые продукты/результаты

                                    

Э т а п    п ер в ы й -
 2011/2012 учебный год

 

I. Подготовка учителей к преподаванию программ проекта и проведению психолого-педагогического эксперимента.

1) Освоение учителями основных теоретических положений педагогики искусства, психологии художественного восприятия, социальной психологии;
2) Овладение учителями ценностно-смысловой технологией преподавания искусства и методикой  психолого-педагогического наблюдения за учащимися в процессе поведения экспериментального исследования.

Программа проведения подготовки учителей к экспериментальному проекту   по первому этапу проекта.

II.Экспериментальное преподавание   программ интегрального предмета «Искусство». (6 – 11 классы) как центрального звена проекта.

Апробирование программ предмета и УМК: 


по 6 кл. - СОШ № 1250 Москва 

(Янике Ю.В.),


по 9 кл. - СОШ № 1250 Москва 

(Янике Ю.В.);


по 10 кл. - СОШ № 137 СПб

 (Листвина Т.Е.); 

1) Отчеты учителей по экспериментальному преподаванию с предоставлением сценариев и/или видеозаписей уроков, созданных по принципам ценностно-смысловой технологии преподавания искусства.
2) Апробированный УМК по интегральному предмету «Искусство»:
- программы 6, 9 и 10-х классов.
-  учебники для 6 и 9-х классов.
-  конспекты уроков по    6,  9, 10 классам.
3) Мультимедийный комплект по 6,  9 и 10 классам.

III. Разработка и апробация программ кружков или других форм внеурочных занятий по искусству, которые посещают ученики экспериментальных классов.

Разработка и апробация программ, в преподавании которых используются ценностно-смысловые технологии: театрального кружка «ШКОТ» («Школьный театр») – в 10 кл. СОШ № 137 СПб (Пономарева Н.В.);

Отчеты по  экспериментальному преподаванию с предоставлением сценариев и видеозаписей занятий.

IV. Приобщение школьников к культурно-художественной жизни города, страны, мира; воспитание потребности обращаться к искусству на протяжении всей своей жизни как к нравственной опоре.

1. Коллективное и индивидуальное посещение  школьниками театров, концертных залов,  музеев и выставок;
2. Ведение учащимися «Дневника читателя, зрителя, слушателя»;
3. Чтение дополнительной литературы (художественной и научно-популярной);
4. Накопление  записей произведений классической музыки;
5. Привлечение классных руководителей и родителей к этой работе.

Отчет по содержанию проведенной работы, в котором дан анализ:
кругозора читателя, зрителя, слушателя;
роста  познавательной активности и социально-эстетической деятельности.

V. Проведение психологических мониторинговых исследований социально-личностного роста учащихся экспериментальных и контрольных классов.

1) Проведение учителями психолого-педагогического наблюдения за учащимися экспериментальных классов в процессе преподавания им искусства.
2) Проведение психологом психологической диагностики интеллектуального, социального и творческого роста учащихся перед началом экспериментального преподавания и в завершении первого этапа эксперимента.

Отчет, в котором представлен анализ психологических мониторинговых исследований социально-личностного роста учащихся по первому этапу эксперимента.

 

Э т а п    в т о р о й  -
2012/2013 год

 

I. Подготовка учителей к преподаванию программ проекта и проведению психолого-педагогического эксперимента.

1) Освоение учителями основных теоретических положений педагогики искусства, психологии художественного восприятия, социальной психологии;
2) Овладение учителями ценностно-смысловой технологией преподавания искусства и методикой  психолого-педагогического наблюдения за учащимися в процессе проведения экспериментального исследования.

Программа проведения подготовки учителей к экспериментальному проекту   по второму  этапу проекта.

II.Экспериментальное преподавание   программ интегрального предмета «Искусство». (6 – 11 классы) как центрального звена проекта.

Апробирование программ предмета и УМК:

 
по 7 кл. - СОШ № 1250 Москва 

(Янике Ю.В.),


по 10 кл. - СОШ № 1250 Москва 

(Янике Ю.В.);


по 11 кл. - СОШ № 137 СПб 

(Листвина Т.Е.);

 
по11 кл. - МБОУ Гимназия № 118
г. Ростова-на-Дону (Калюжная Я.Л.);


по 7 кл.. - МБОУ Гимназия № 118
г. Ростова-на-Дону (Калюжная Я.Л.);

1) Отчеты учителей по экспериментальному преподаванию с предоставлением сценариев и/или видеозаписей уроков, созданных по принципам ценностно-смысловой технологии преподавания искусства.
2) Апробированный УМК по интегральному предмету «Искусство»:
- программы 7, 10 и 11 классов.
-  конспекты уроков по    7, 10, 11 классам.
3) Мультимедийный комплект по 7, 10 и 11 классам.

III. Разработка и апробация программ кружков или других форм внеурочных занятий по искусству, которые посещают ученики экспериментальных классов.

Разработка и апробация программ, в преподавании которых используются ценностно-смысловые технологии: театрального кружка «ШКОТ» («Школьный театр») – в 11 кл. СОШ № 137 СПб (Пономарева Н.В.);

Отчеты по  экспериментальному преподаванию с предоставлением сценариев и видеозаписей занятий.

IV. Приобщение школьников к культурно-художественной жизни города, страны, мира; воспитание потребности обращаться к искусству на протяжении всей своей жизни как к нравственной опоре.

1. Коллективное и индивидуальное посещение  школьниками театров, концертных залов,  музеев и выставок;
2. Ведение учащимися «Дневника читателя, зрителя, слушателя»;
3. Чтение дополнительной литературы (художественной и научно-популярной);
4. Накопление  записей произведений классической музыки;
5. Привлечение классных руководителей и родителей к этой работе.

Отчет по содержанию проведенной работы, в котором дан анализ:
кругозора читателя, зрителя, слушателя;
роста  познавательной активности и социально-эстетической деятельности.

V. Проведение психологических мониторинговых исследований социально-личностного роста учащихся экспериментальных и контрольных классов.

1) Проведение учителями психолого-педагогического наблюдения за учащимися экспериментальных классов в процессе преподавания им искусства.
2) Проведение психологом психологической диагностики интеллектуального, социального и творческого роста учащихся в завершении второго этапа эксперимента.

Отчет, в котором представлен анализ психологических мониторинговых исследований социально-личностного роста учащихся по второму этапу эксперимента.

 

Э т а п    т р е т и й -
2013/2014 год

 

I. Подготовка учителей к преподаванию программ проекта и проведению психолого-педагогического эксперимента.

1) Освоение учителями основных теоретических положений педагогики искусства, психологии художественного восприятия, социальной психологии;
2) Овладение учителями ценностно-смысловой технологией преподавания искусства и методикой  психолого-педагогического наблюдения за учащимися в процессе проведения экспериментального исследования.

Программа проведения подготовки учителей к экспериментальному проекту   по третьему этапу проекта.

II.Экспериментальное преподавание   программ интегрального предмета «Искусство». (6 – 11 классы) как центрального звена проекта.

Апробирование программ предмета и УМК:

 
по 8 кл. - СОШ № 1250 Москва

 (Янике Ю.В.),


по 11 кл. - СОШ № 1250 Москва (Янике Ю.В.);


по 9 кл. - СОШ № 137 СПб
(Листвина Т.Е.); 


по 8 кл. - МБОУ Гимназия № 118
г. Ростова-на-Дону (Калюжная Я.Л.);


по 9 кл.. -  МБОУ Гимназия № 118
г. Ростова-на-Дону (Калюжная Я.Л.).

1) Отчеты учителей по экспериментальному преподаванию с предоставлением сценариев  и/или видеозаписей уроков, созданных по принципам ценностно-смысловой технологии преподавания искусства.
2) Апробированный УМК по интегральному предмету «Искусство»:
- программы 8 и 11 классов.
-  конспекты уроков по  8, 9 и 11 классам.
3) Мультимедийный комплект по  8, 9 и 11 классам.

III. Разработка и апробация программ кружков или других форм внеурочных занятий по искусству, которые посещают ученики экспериментальных классов.

 Разработка и апробация программ, в преподавании которых используются ценностно-смысловые технологии: театрального кружка «ШКОТ» («Школьный театр») – в 9 кл. СОШ № 137 СПб (Пономарева Н.В.);

Отчеты по  экспериментальному преподаванию с предоставлением сценариев и видеозаписей занятий.

IV. Приобщение школьников к культурно-художественной жизни города, страны, мира; воспитание потребности обращаться к искусству на протяжении всей своей жизни как к нравственной опоре.

1. Коллективное и индивидуальное посещение  школьниками театров, концертных залов,  музеев и выставок;
2. Ведение учащимися «Дневника читателя, зрителя, слушателя»;
3. Чтение дополнительной литературы (художественной и научно-популярной);
4. Накопление  записей произведений классической музыки;
5. Привлечение классных руководителей и родителей к этой работе.

Отчет по содержанию проведенной работы, в котором дан анализ:
кругозора читателя, зрителя, слушателя;
роста  познавательной активности и социально-эстетической деятельности.

V. Проведение психологических мониторинговых исследований социально-личностного роста учащихся экспериментальных и контрольных классов.

1) Проведение учителями психолого-педагогического наблюдения за учащимися экспериментальных классов в процессе преподавания им искусства.
2) Проведение психологом психологической диагностики интеллектуального, социального и творческого роста учащихся в завершении третьего этапа эксперимента.

Отчет, в котором представлен анализ психологических мониторинговых исследований социально-личностного роста учащихся по третьему  этапу эксперимента.

 

12. Основные риски проекта и пути их минимизации.
Основные риски – возможное выбывание из проекта учителей-экспериментаторов по случаю их болезни или другой причины. Предусмотрена замена экспериментальных школ, из  которых ушел учитель, на другие школы, принимающие участие в экспериментальном проекте «Экология души и молодежь», который проводит Фонд «Социально-культурная инициатива».