ГЛАВНАЯ

Вступление

Презентация

Реклама

О ФОНДЕ

Документы

Регистрация

Устав

Структура

Президент

Попечительский совет

История Фонда

ПУБЛИКАЦИИ

ПРОЕКТ

О проекте

Эксперимент

Отчеты

Предмет «Искусство»

Школьный театр «ШКОТ»

Творчество учителя

АРТ-ТЕРАПИЯ

КОНТАКТЫ

Обратная связь

Реквизиты

НОВОСТИ


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Написать, позвонить в ФСКИ

С.-Петербург

Тел/факс: (812)670-71-73

Моб.тел.:

+7-921-757-71-81 Мегафон

+7-911-010-73-55 МТС

Логин в Skype: peshiko1

Эл.почта:

peshiko@mail.ru


НОВОСТИ

В журнале «Вопросы культурологи» № 11 2017 г. в разделе «Новости образования и культуры» опубликована статья «95 лет со дня рождения Л.М.Предтеченской»

Подробности и полностью текст

ЗДЕСЬ!


ВСЕ НОВОСТИ

Архив

 

Проект

Антикризисная социально-культурная программа

 «Экология души и молодежь»

 

 

Творчество учителя

 

 

Н.В.Пономарева

 

«ШКОТ». УРОК ПЕРВЫЙ.

ТАИНСТВЕННОЕ  ЧУДО - ТЕАТР

 

 

ЭПИГРАФ

 

Стройный мост из железа ажурного,

Застекленный осколками неба лазурного,

Попробуй вынь его из неба синего-

Станет голо и пусто...

ЭТО И ЕСТЬ ИСКУССТВО!

                         Давид Самойлов. 1952 г.

 

 

ЛУПА

ПОЛУКРУГ

 

Я нарочно иду нечесаный

С головой как керосиновая лампа на плечах.

Ваших душ безлиственную осень

Мне нравится в потемках освещать.

Мне нравится, когда каменья брани

Летят в меня, как рык рыгающей грозы.

Я только крепче обхвачу руками

Моих волос качнувшийся пузырь.

Мне нравится, порою, вспоминать:

Заросший пруд и легкий  звон ольхи.

Что где-то у меня живут отец и мать,

Которым наплевать на все мои стихи.

Которым дорог я, как поле и как плоть,

Как дождь, что осеняет зеленя.

Они бы вилами пришли вас заколоть

За каждый крик ваш брошенный в меня.

 

А теперь прошу, только честно, что вы сейчас подумали, глядя на меня и что, как вам кажется, я хотела  этим сказать?

Удивить! Поразить! Ошеломить!

Мы не будем обсуждать мое профессиональное мастерство как чтеца, но  что-то сходное с удивлением вы испытали. Может, кто-то удивился: мол — ТОГО... Тоже верно. Но пока есть что-то общее — УДИВЛЕНИЕ.

Запомним....

 

Кто-то еще способен УДИВИТЬ?

Любое стихотворение,  любые несколько строк. И ни в коем случае не отсиживаться, иначе, зачем мы решили собраться? О театре надо не только говорить, театр — это прежде всего действие. Так что — действуйте.

КТО-ТО ЧИТАЕТ

Как говорится, мы взобрались на первую ступеньку, то есть преодолели себя и вышли на публику. Пойдем дальше.

Прошу любого из вас подойти к зеркалу. Вытяните руку. Что вы видите?

А теперь прошу лупу, наведите ее на руку и что видите?

Какая разница в изображении?

 

РАЗГОВОР  НА ТЕМУ, ЧЕМ ИЗОБРАЖЕНИЕ
В ЗЕРКАЛЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ИЗОБРАЖЕНИЯ
ЧЕРЕЗ ЛУПУ

    Зеркало отражает все, как есть. Вот рука, она и есть рука. А лупа увеличивает руку, и мы видим все более четко, все более контрастно и как бы в больших размерах. Так вот, ТЕАТР — ЭТО НЕ ЗЕРКАЛО, А УВЕЛИЧИВАЮЩЕЕ СТЕКЛО.

«Ставь прожектора,

                                 чтоб рампа не померкла,

Кстати, чтоб действие

                         мчало, а

                                    не текло.

Театр

         не отображающее зеркало

а -

   увеличивающее стекло».

     Это сказал Маяковский и спорить с ним до сих пор никто особенно не спорит. И МХТ, и Малый и самый малый театр, такой, как наш — школьный, а потому ШКОТ — это все равно увеличивающее стекло, это вот та самая лупа.

Вот мы уже несколько раз произнесли слово -  театр, а что такое  для вас театр?

Припомните, когда кто-то захотел впервые вас научить читать, что прежде всего он вам показал?

     Каждый из вас помнит, как  начинал учиться читать по азбуке. Пока не постигнешь азбуку, не научишься читать. Театр тоже имеет свою азбуку, которую нужно выучить. Есть в ней заглавные буквы, есть прописные, есть твердые знаки, а есть мягкие. Но без освоения этой азбуки — нет театра. Так что вперед, раскроем азбуку театра.

 

ДЛЯ НАЧАЛА ПРЕДЛАГАЕТСЯ СЫГРАТЬ
В ДЕТСКУЮ ИГРУ «ХОЛОДНО-ГОРЯЧО»,
ПОНАБЛЮДАТЬ, КТО КАК ИГРАЕТ,
КТО ЕЙ УВЛЕЧЕН, А КТО — НЕТ.

Может кто-то обратил внимание на самого увлеченного игрой?

Кстати, я не просто так предложила вам эту игру.

С какой буквы начинается театральная азбука?

     С буквы «И» — потому что в основе театра лежит ИГРА. Актеры, как дети, должны уметь играть.

 

ИСТОРИЯ ПРО МХАТОВСКИХ СТАРИКОВ,
КОТОРЫЕ ИГРАЛИ В «ГОПКИНС».

ЗУЕВА (ехидная, умная старушка),

ЕРШОВ (актер с мощным голосом, ростом 2.04 метра)

БОРИС ЛИВАНОВ (мощь и красота)

ГРИБОВ (хитрован и зубоскал)

ЯНШИН (с тоненьким голосом, но тучный)

КТОРОВ (фрачный герой, даже  английская королева удивлялась его умению носить фрак, но в жизни — скромненько одет)

ИГРА - «ГОПКИНС» В любом месте при этом слове человек, которому это слово сказано, должен был подпрыгнуть и сделать ножкой — вот так! В ЛЮБОМ МЕСТЕ! Кто этого не делал, тот ставил ящик коньяка. И дело не в том, что это дорого, тогда — не очень, а в своем актерском состоянии... Так они упражнялись даже на сцене. Представляете, сидит Коробочка -Зуева, едва поворачивается, вдруг слышит от партнера - «ГОПКИНС» и что? Прыгает. Дошло до Кремля. МОЛОТОВ, все стоят на вытяжку, сесть-то не предложили. Молотов доходит до ора и вдруг Кторов тихо шепчет: ГОПКИНС! И что? А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПРОИЗОШЛО?

Все прыгнули. Потому что для актера — главное — ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ИГРА!!!

Игра в дочки-матери. Ты-мама, ты-папа, а я-дочь. Мы искренне  верили в эти обстоятельства и увлеченно в них играли.

Припомните, в какие игры вы больше всего любили играть, когда были маленькими?

Так что театр жил с нами с детства, только мы не называли свою игру этим словом. А место его рождения — Древняя Греция, а год его рождения — точной даты не сохранилось, но известно, что театр жил еще 25 столетий назад.

Еще Шекспир в «Гамлете» провозгласил:

«Цель театра — держать зеркало перед природой,

Показывать доблести ее истинное лицо

И истинный облик — низости.

И каждому возрасту истории -

Ее неприкрашенный отпечаток».

 

Так что никто не спорит, что существует прекрасное явление жизни — ТЕАТР. Но просто театр любить — этого безусловно мало. Надо суметь объяснить — люблю за что? Развивать свою любовь к театру, если вы уже погрузились в него, или попробовать полюбить театр? Чаще смотреть спектакли, больше читать пьес. Да, да, читать пьес...

Вспомните, как называлась последняя пьеса, которую вы прочитали?

Умение  чувствовать театр — это труд, это определенные усилия, но для человека эти усилия, как правило, приятны. В театре мы  становитесь не просто зрителями, а герои спектакля  превращаются в ваших собеседников, вы соглашаетесь с ними или нет, вы готовы отстаивать свою точку зрения... Зритель — это тоже художественный образ. Будучи грамотным зрителем, вы становитесь частью спектакля. Вот, только представьте себе картину:

Только ты вышел из вагона метро, как  на тебя тут же набрасывается какой-то молодой человек или девушка. Ты осторожно их обходишь. Но, чем дальше ты продвигаешься к цели, тем плотнее становится перед тобою стена. Она, иногда, проявляется  чуть ли не агрессией, слыша от тебя торопливое: «Нет, нет, нет...» И самому тебе даже несколько неудобно становится. Ты идешь вперед, а рядом несчастная девушка, прижав руки к груди молча  просит тебя взять ее с собой, но ты не можешь, потому что сам  зависим от маленького клочка бумажки, всесильного клочка на данный момент клочка, влекущего других, но твоего клочка...  имя ему — театральный билет. Резкий  звонок... первый, второй, третий... Баталия  для тех, у кого нет этого заветного билета — проиграна. А  ты — счастливец,  возбужденный, радостный входишь в храм. И храм этот называется ТЕАТР!

Это я вам обрисовала картину далекого теперь уже 20 века, так бывало у БДТ, когда лишний билетик спрашивали еще у станции метро Гостиный двор, так бывало на площади Островского у Пушкинского театра, я уж не говорю о Кировском театре, а Малом оперном... Молящий вопрос: «Нет ли лишнего билетика?» - увы, ушел в прошлое,  как ушел в прошлое тот театр, даже  их названия.

Кстати, чье имя носит современный БДТ?

А как теперь называется бывший Пушкинский театр?

А Кировский?

А Малый оперный?

А где они находятся?

Но сегодня на первом  уроке мы не будем говорить о конкретных театрах, они — тоже азбука, мы обязательно дойдем до их буквы, а сегодня просто о театре, как о явлении?

Что для вас главное в театре?

У всех разное, но есть общие, определяющие моменты театра. Мы их сегодня с вами постараемся определить для себя.

Начнем со слов  Виссариона Белинского, который, достав лишний билетик, входит с нами в зал и замечает, что:

«Этот народ, наполняющий огромный амфитеатр, разделяет ваше нетерпеливое ожидание, вы сливаетесь с ним в одном чувстве».

Вот оно поразительное состояние... Зал тих... Казалось бы, все спокойно, но, если это действительно ТЕАТР, то под пленкой спокойствия в каждом зрителе живут и рождаются потрясения. И чем  они глубже, тем ближе этот зритель к искусству, к загадке театра.

А что отличает театр  от музыки, живописи, литературы, поэзии?

Подумайте. Не бойтесь оказаться неправыми, бойтесь своего молчания, потому что молчание — это безразличие, бездействие, а театр этого не любит. Он тогда не подпустит вас близко к себе и вы лишитесь одного из  немногих наслаждений, равных которому нет на земле. А поскольку вы сидите здесь, то вы явно хотите постигнуть  чудо театра.

Театр раскрывает в вас ПОТРЕБНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОСТИЖЕНИЯ МИРА. Ведь способность творить искусство и постигать искусство, чем мы и попробуем заняться в нашем театре, говорит об особом  вашем подходе к жизни, этот подход называется интеллектуальным.

Театр — это наука, наука БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!

Театр - тоже является учителем, очень способным учителем, добрым, талантливым, порой, гениальным. Театр — духовный учитель, он подталкивает человека к самовоспитанию.  Он нас образовывает.

Знаменитый французский просветитель Дэни Дидро как-то сказал:

«Невежество — участь раба и дикаря. ОБРАЗОВАНИЕ придает человеку достоинство».

Что утверждал великий писатель земли русской Федор Михайлович Достоевский: «Красота спасет мир!»  Так вот, познавая искусство театра, вы тем самым и для себя и для других спасаете  эту красоту.  Потому что ТЕАТР — это и есть сама красота. Ведь способность творить искусство и наслаждаться искусством  отличало людей в древнейшие времена.

Ведь даже в наскальной живописи, которая дошла до нас, мы можем наблюдать не просто перенесение виденного, например, лани на стену пещеры (грот живописи пещеры Альтамира — знаменитая пещера в Испании), а раскрытие в этом рисунке поэтического видения мира конкретным художником. А именно поэтическое начало -  показатель высокой степени развития человека. Так что представление о древнем человеке, как о дикаре с палицей в руке, оказалось неверным после открытия знаменитого живописного грота  Альтамира. Способность чувствовать, сопереживать - один из мощнейших факторов очеловечивания человека. Человек, который способен исключить из своего бытия искусство — просто неполноценен, даже  владея компьютером, он намного более неполноценен, чем тот дикарь, который впервые изобразил на стене пещеры муки умирающего раненого бизона или грацию несущейся лани.

Поэтому  наш школьный театр — ШКОТ — и хотел бы сделать вас полноценными! Чтобы вы умели ценить прекрасные мгновения жизни. Помните, в «Фаусте»: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»?

Припомните, когда последний раз ваше сердце  откликнулось на любой вид творчества?

Когда вам хотелось «остановить мгновенье»?

А что для вас есть потрясение?

Не бойтесь красивых слов, если что-то вам запало в душу. Только давайте без стеснения, откровенно, потому что ТЕАТР требует искренности и веры в него.

Как вы думаете, почему мы хотим  организовать именно ШКОТ, а не кружок живописи, или  кружок юных журналистов, или поэтов?

Очень хорошо на этот вопрос ответил  знаменитый все тот же Виссарион Белинский:

Что же такое театр? Откуда идет его могущество? Театр «вступает в союз со всеми искусствами, призывает их на свою помощь и берет у них все средства, все оружия?.. О, это истинный храм искусства!!»

Кстати, в ШКОТе мы  займемся и журналистикой, и изучим азы актерского мастерства.

ВОТ СЕКРЕТ ТЕАТРА: ОН МНОГОЛИК.

А что значит по-вашему -  МНОГОЛИК?

Театр вбирает в себя все виды искусств: литературу, живопись, музыку, ВБИРАЕТ, но не ПОДМЕНЯЕТ! Специфика театра в том, что свойства литературы, музыки, живописи он несет через живого человека, через актера, режиссера... На сцене — живые люди... Определенный драматургический образ воплощает актер, он — человек со своим настроением, характером, талантом и потому каждый раз — новый и потому каждый раз живой. В этом ОСОБАЯ СИЛА И СПЕЦИФИКА ТЕАТРА. Ни один вид искусства не имеет живого воплощения.

С самого своего начала, еще во времена Эсхила и Аристофана театр определил свое назначение в нашей жизни:

«... я сотворил величавых героев...

Я до них хотел граждан возвысить...

Чтоб вровень с героями встали они, боевые заслышавши трубы».

(«Прометей Прикованный»)

А с кем бы вам хотелось сравниться, из тех героев, которых вы видели на сцене?

До кого бы хотелось дотронуться: вот он - живой?

Просмотрев спектакль, вам хоть раз захотелось в жизни совершить что-то похожее на поступок героя?

Не зря великий Шекспир сказал:

«Весь мир - театр, а люди в нем актеры...»

Как вы понимаете эту фразу?

А вам в жизни приходилось актерствовать?

А кто хочет быть артистом? 

Только честно, ведь мы здесь не артистов будем готовить, а себя для жизни, потому что театр — это не только познание жизни, но и умение в эту жизнь войти.

Какие человеческие качества особенно нужны при вхождении в жизнь?

Умение слушать собеседника, умение  отстаивать свое мнение, умение отличить  истинную красоту от пошлости гламура, умение сострадать и еще многие, как говорится, внутренние факторы. А есть еще и внешние: раскрепощенность, умение красиво одеваться и ходить, умение правильно говорить, определенная эрудиция и свой взгляд на то или иное событие... А это все и еще многое  включает в себя понятие театр!

Какое у вас было первое детское впечатления от театра, которое вам запомнилось больше всего?

Подумайте, а я расскажу о своем.

В младших классах нас водили в ТЮЗ, верилось во все, что там происходило. Я думаю, у каждого из вас были моменты, когда вы громко, забыв, что герои — это актеры, а на сцене - представление, предостерегали героя от злой бабы-Яги, которая кралась где-то сзади...

Ситуация со спектаклем «Замок Броуди», театр на Литейном, была совсем другая. Там — драматическая сцена, главная героиня, соприкоснувшись с отрицательной стороной жизни, собирается топиться. Музыка. Слезы и... выходит кошка... умывается... Представляете, что было в театре…

Припомнили начало театра для вас?

Еще одна очень хорошая черта театра: он позволяет воскрешать героев, он обеспечивает им бессмертие.

Вы пришли на спектакль, это трагедия, например, «Гамлет», в конце Гамлет умирает, но... вы приходите еще раз, и он — снова жив... Он бессмертен для любого поколения... Для поколения Шекспира, для нашего поколения, для вашего поколения... Вот он вам волшебник-театр. Только надо поверить, что он — ВОЛШЕБНИК!

Его волшебство может так захватить, что ты невольно впускаешь героев в свою жизнь.

Вот яркий пример это было на самом деле: (Зритель убил Яго в трагедии «Отелло», он не мог вынести его подлости. Мой пример: Карлсон и топор, девочка меня предупредила).

У вас было что-то подобное?

Когда хотелось помочь герою? Какому?

Хотите еще один театральный феномен?

Театр позволяет нам побывать там, где мы никогда не были и, быть может, и не будем. Вместе с Карлсоном мы побывали в Швеции, вместе с Гамлетом — в Дании, а выдуманные страны, а сказочные государства: ну какой вид искусства позволит нам побывать в тридевятом царстве в тридевятом государстве...

Где вы бывали с театром и что это вам дало?

Получается, что театр удлиняет нам жизнь. Ведь сама по себе жизнь человека не так и длинна, но театр, погружая нас в различные времена, пропуская за три часа действа целые жизни и эпохи, тем самым и нашу  жизнь не только обогащает, но и продлевает. На сцене за три часа может пройти 30 лет, например, вот к нашей жизни и прибавилось тридцать чужих, но интересных нам лет, в которые мы погрузились и в которых мы тоже пожили. Театр жизнь растягивает, как жевательная резинка. Кладешь в рот небольшой пластик, а выдуваешь огромный шар...

Театр при вере в него и познании его становится вашим собеседником, вы только в театре можете спорить с самим Шекспиром, не принимая слабости Гамлета, или укорять Чехова за то, что он все-таки продал вишневый сад... Собеседники-то каковы? А? 

Хотите еще чудо: мы в театре верим в то, во что в жизни век не поверим.

Во что мы верим в театре?

А что? В театре герои-звери и они говорят, даже поют и пляшут. Если ваш кот заговорил с вами человеческим голосом, чтобы с вами было? А в театре мы любой  говорящей зверюшке рады, а могут говорить стулья и столы и мы в это верим, мы верим в  ТЕАТРАЛЬНУЮ ПРАВДУ. Она, вроде, как в жизни, но явно не как в жизни. Но эта правда доставляет нам радость. Таким образом, театр — это наше ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

А все дело в том, что реальная жизнь в воображении автора пьесы превращается в драматическое произведение с монологами, диалогами, поступками и характерами, одним словом — в пьесу. Пьеса попадает в руки режиссера, тот  ее осмысливает и проникает в  образы, созданные автором, потом эти образы  воплощают актеры и появляется спектакль. Вы приходите на спектакль и погружаетесь в его атмосферу, заражаетесь его образами и переносите их в свою жизнь. Вот так  та  переосмысленная автором жизнь снова возвращается в жизнь, но она уже обогащена режиссерским, актерским и вашим воображением.

ЖИЗНЬ — ПЬЕСА — СПЕКТАКЛЬ — ВЫ-ЗРИТЕЛЬ — ОБОГАЩЕННАЯ ЖИЗНЬ.

Вот так и происходит погружение в мир театра.

И мы и постараемся постичь азбуку театра и поиграть в него. На то и  будет создан наш театр — ШКОльный Театр — ШКОТ.

Между прочим, школьный театр был создан еще во времена императрицы Елизаветы Петровны. Мы здесь вовсе не первые.

Так что продолжим  дело Елизаветы  Петровны и будем учиться не на актеров, а на ЧЕЛОВЕКОВ.

 

К следующему разу прошу  написать пожелания, где будут указаны названия произведений, которые вы хотели бы видеть на сцене нашего ШКОТа и  в какой роли вы видите себя? Обещаю, что заняты в нашем действе будут все, кто захочет работать, репетировать, кто постарается и постичь театр. Да, еще предложения  о названии театра.

 

 

 

Я.Л.Калюжная

 

Творческие находки педагогики искусства

 

Я хочу поделиться с вами художественно-педагогическим приёмом – авторская дидактическая песня.

Когда–то, когда я только начинала преподавать мировую художественную культуру, очень переживала за то, как донести до учеников  не только знания, но и дух творения или целого народа. Однажды заглянув в учебник своей дочери  «История Древнего мира», я ужаснулась, увидев в разделе Месопотамия серые едва различимые иллюстрации зиккурата и висячих садов. Возмущению моему не было предела – как же можно по этим картинкам  потрястись таланту древнего народа!? И вот тогда, взяв гитару, я сочинила песню. Так уж хотелось мне передать всю яркость, праздничность и величие Вавилонского царства!

 

Песенка про Вавилонское царство

Что за город за стеной был красивый, чудотворный?

Все расписано давно демографией придворной.                                                               

Перепутаны листы сказок, сводов и докладов.                                                                              

Средь нарядов и парадов – вавилонские сады.

Припев:

Где ты прошлое? Вернись!                                                                                                                        

Вижу башню на картинке.

Вот бы влезть до серединки…

Ах, тогда была бы жизнь!                                                                                                                        

Лишь Мардук, счастливец–бог

На седьмой этаж взбирался.

И на ложе опускался.                                                                                                                                   

Он себе позволить мог!

 

Украшают изразцы с фантастическими львами

Башню, улицу, дворцы с распрекрасными зубцами.                                                                 

Город сказочно богат и шумит разноязыко.                                                                                           

И гигантский зиккурат золотые сыпет блики.

Припев.

Весь исчерченный в значках черный столб стоит высокий,

Там законы Хаммурапи, они страшны и жестоки.                                                                               

И ворота есть Иштар, они ярки, живописны.                                                                                          

А вода здесь как кристалл, в золоченых клетках птицы.

 

Песенка получилась  радостной и информационно ценной, и тут же была подхвачена учениками.

 

Прослушать песню можно здесь: http://www.youtube.com/watch?v=XYh8LNEYXEo

 

За много лет мною создан целый цикл дидактических песен по мировой художественной культуре, с помощью которых возникает не только особая атмосфера, необходимая для общения с искусством, и устанавливается невидимая нить, соединяющая учителя и ученика и творца, но и происходит запоминание и легкое усвоение терминологии, ощущение эпохи и образа художника. Эти песни входят в число самых любимых песен детства. Их поют дома с родителями и друзьями. Я могу судить об этом по атмосфере, царящей в гимназии. Порой песни сопровождают моих учеников и их родителей в путешествиях и служат путеводителями, как, например, вот эта «Песенка про Италию»:

 

Если еще никогда по Италии

Не бродили и не гуляли вы,

Летите скорее в пейзажи красивые

И станете вы непременно счастливыми.

 

Есть там чудесный город Флоренция,

В городе том хранится коллекция.

Венера из пены морской обязательно

Вам улыбнется доброжелательно!

 

Сердце Флоренции - Площадь Синьории.

Поторопитесь увидеть историю!

Мраморный, стройный и мощный Давид

Там от напастей свой город хранит.

 

В Рим непременно вы заскочите

И Ватикан вечный там посетите.

В церкви  святого Петра в тишине

Мария скорбит о распятом Христе.

 

В капеллу Сикстинскую смело входите,

На фрески красивые вы посмотрите.

На небе большом, в облаках Ватикана

Душу вдыхает Бог мудрый в Адама.

 

Стоит поехать и к Колизею

И постоять у развалин, глазея

На Рим великий – город столицу.

Ничто на свете с ним не сравнится!

 

Здесь создавали творцы Возрождения

Их имена помнят все без сомнения:

Микеланджело и Рафаэль
Боттичелли и Галилей.

 

Вы спросите, почему я их пишу - эти песни?

Отвечаю – хочу, чтобы они стали той самой информацией, которая НАВСЕГДА осталась бы в памяти моих учеников. А вместе с информацией остался бы и образ эпохи, народа, творца. Они, как коды, сидят где-то в душе, в памяти. Иногда, когда я встречаю бывших учеников, они вдруг начинают петь: «Что такое культура? Всё что создано человечеством». Это первая реакция на меня, а через меня и на культуру человечества.

С дидактическими песнями можно «играть» по-разному. Эти песни могут  быть песнями-экспозициями, своеобразными загадками, скрывающими знания, которые необходимо получить на протяжении урока, а могут звучать как песни – эпилоги, когда уже всё знакомо и понято. Часто фрагменты из песен служат вопросами тестов и викторин. А порой, чтобы дать ответ на поставленный вопрос, ученики напевают потихонечку песню, в которой он и скрывается. Сначала мы их пели под гитару, а позже возникла идея музыкально - поэтических зарисовок. Ведь за минуту или две, выстроив визуальный ряд и, озвучив его песней, можно объяснить многое ярко и образно. Согласно художественно-педагогическому методу урок искусства (МХК) строится как  единое художественно-педагогическое целое. В результате в сознании детей создается и надолго запечатлевается ОБРАЗ урока - не просто знание, а художественная картина. А дидактическая песня как дайджест-образ, эмоционально пережитый учениками, и в нём выделено самое главное и важное, что нужно взять с собой в жизнь.

Я для себя придумала, если ученик  находится «перед картиной» - он переживает и сопереживает, а если «внутри картины» - он проживает образ и знания. И, конечно же, исполняя песню не только на уроке, но и вне него, ученик находится  «внутри картины», значит, он проживает. И содержание такой песни становится частью его жизни, хорошим другом на всю жизнь.

На уроке искусства художественное творчество естественно. Если творит учитель, тогда он – образец для подражания. Кроме того, то, что я творю сама, я  побуждаю учеников к собственному художественному творчеству,  вселяю в них силы и запускаю процессы развития индивидуальности через творчество. Индивидуальность может развиваться только в творчестве. Считаю, что придуманные много лет назад «авторские дидактические песни» – это один из приёмов,  который решает цели и задачи, поставленные перед уроком МХК и, вообще, перед всем  курсом - увидеть в ученике  индивидуальность, признать самоценность его личности.

А вот стихи, написанные моими учениками:

 

«Слитки на вес» у них уже были,

Торговлю вели вовсю,

Жизнь, вероятно, они любили,

Землю вспахали всю.

Кто кому должен значками на глине записи строго вели.

Путь к письменам ОНИ проложили,

Достойно его прошли.

(Шумеры)

 

Кто вы богини или мамы?                   

Хранительницы очага иль дамы?

Для нас останетесь вы тайной,

Венеры из эпохи дальней.

(Палеолитические Венеры)

 

А это иллюстрации к моим песням:

общее