ГЛАВНАЯ

Вступление

Презентация

Реклама

О ФОНДЕ

Документы

Регистрация

Устав

Структура

Президент

Попечительский совет

История Фонда

ПУБЛИКАЦИИ

ПРОЕКТ

О проекте

Эксперимент

Отчеты

Предмет «Искусство»

Школьный театр «ШКОТ»

Творчество учителя

АРТ-ТЕРАПИЯ

КОНТАКТЫ

Обратная связь

Реквизиты

НОВОСТИ


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Написать, позвонить в ФСКИ

С.-Петербург

Тел/факс: (812)670-71-73

Моб.тел.:

+7-921-757-71-81 Мегафон

+7-911-010-73-55 МТС

Логин в Skype: peshiko1

Эл.почта:

peshiko@mail.ru


НОВОСТИ

В журнале «Вопросы культурологи» № 11 2017 г. в разделе «Новости образования и культуры» опубликована статья «95 лет со дня рождения Л.М.Предтеченской»

Подробности и полностью текст

ЗДЕСЬ!


ВСЕ НОВОСТИ

Архив

 

Проект

Антикризисная социально-культурная программа

 «Экология души и молодежь»

 

 

Школьный театр «ШКОТ»

 

Резюме об авторе и педагоге-руководителе экспериментального

курса ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР «ШКОТ»

 

 

Ф. И. О.:  Пономарева Наталья Владимировна.

Образование:     ЛГУ (1972 г.), филолог-русист,  учитель русского языка и

 литературы.

Специальность: редактор Детско-молодежных редакций, редактор

телевизионных программ для детей, подростков  и  молодежи.

Работа:  Ленинградское телевидение («Петербург 5 канал», телеканал  «Россия») – с 1972 по 2007 г.

Достижения: 

Программа для подростков «Зебра» - главный приз Первого

Международного фестиваля телевизионных  программ (1989 г.); 

Программа для молодежи «Стена» - главный приз Регионального фестиваля подростковых программ – 2002 г.;

Программа  «Дорогой, любимый, единственный…»,  посвященная 60-летию снятия блокады Санкт-Петербурга (2004) – Приз Губернатора

Санкт-Петербурга – 2004 г.;

Программа «Бросайка» - приз зрительских симпатий – 1998 г.

    

 

 

                                                                                          Пономарева Н.В.

 

ПРОГРАММА   ФОРМАТА «ШКОТ» («ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»)

 

                                                «Театр уж полон, ложи блещут,

                                                Партер и кресла, все кипит,

                                                В райке нетерпеливо плещут,

                                                И, взвившись, занавес шумит».

                                                                             А.С.Пушкин

 

 

ОЩУЩЕНИЕ БЕЗМЕРНОСТИ ПОЛЕТА ФАНТАЗИИ,

СОПРОКОСНОВЕНИЕ С ЧУДОМ,

КОТОРОЕ ВЕРШИТСЯ У ТЕБЯ НА ГЛАЗАХ,

ПРЕКЛОНЕНИЕ ПЕРЕД СОВЕРШЕНСТВОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТАЛАНТА — эти театральные ощущения есть награда! Но награда эта дается тому, кто способен ее заслужить.

Увы, театр сегодня далеко не награда, многие даже не подозревают о том, что рядом с ними существует «марсианская загадка» - ТЕАТР!

Стоит спросить у школьников: знают ли они, что такое «раек»? Вряд ли даже половина аудитории ответит на этот вопрос.  21 век многое дал, но и многое  отнял. Как говорится: «Люди уступают дорогу автобусу не из вежливости». Время берет свое, но неужели мы не сумеем взять ничего у времени?

 «Любите ли вы театр?» - наверное, каждый слышал эту фразу. А попробуйте произнести ее в разных эмоциональных состояниях:

В радости!

В печали!

В гневе!

С безразличием...

Попробовали?  Вот мы и соприкоснулись с азами театра.

А, если серьзно, то трудно даже представить, что театр можно не любить.

Его можно не знать!

Его можно не чувствовать!

Им можно не заморачиваться!

А все потому что театр — это труд. Он не приходит, как попса — в уши, он должен проследовать через сердце. Театр — это «шевеление души».

А разве может шевелиться то, что есть только гипотеза?

Есть душа, нет ее? Это не разговор в  прагматичный 21 век.

«Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь».

Вряд ли кто-то из учеников сразу вспомнит это стихотворение. Не вспомнит не потому что не образован, а потому что не было в нем потребности.

Так что, как говорится, чтобы расшевелить душу театром, надо сначала найти саму душу.

Арабская истина гласит:

«Если ты не чувствуешь красоты цветов, если ты не ценишь дружбы и если тебя не радуют песни — ты болен, тебя надо лечить».

Наш школьный театр – ШКОТ - И ПОПРОБУЕТ ЛЕЧИТЬ ДУШУ ТЕАТРОМ, только лечить весело, играя и по обоюдному согласию.

ЗАДАЧА ШКОТа - РАЗБУДИТЬ ЖЕЛАНИЕ ВОСПРИНИМАТЬ ТЕАТР, потому что ТЕАТР  - ЭТО ЖИЗНЬ! Обыкновенная человеческая жизнь, но... несколько приподнятая на котурны.

«Ставь прожектора, чтоб рампа не померкла,

Кстати, чтобы действие мчало, а не текло.

ТЕАТР не отображающее зеркало,

а - увеличивающее стекло».

Как всегда Владимир Владимирович Маяковский попал в точку.

Гипноз театра беспределен. Воздействие театра сиюминутно и неповторимо. Не бывает двух одинаковых спектаклей, как не бывает двух одинаковых людей.

Познавая театр, мы познаем жизнь. Перевоплощаясь в героев пьес, мы вникаем в чужие судьбы, учимся сопереживать чужому горю, радоваться чужой радости, при этом совершенствуемся сами, потому что актерство — это не самокопание, самосозерцание, самовосхваление, это единение с чужими судьбами. Проживая чужую жизнь, ты невольно накладываешь ее на свою, ты активно включаешься в театральный процесс: отвергаешь или сочувствуешь, осуждаешь или голосуешь «за». Получается сплетение  игры и жизни. Вот потому  воспитанный театром человек  -  душевно более тонкий, более чуткий к природе, переживанию других людей.

Мало  того, истинное  творчество,  коим  является  и  театр,  доступно объясняет, что надо обязательно раствориться в том деле,  которым ты собираешься заниматься, иначе, ты не состоишься, как личность и не достигнешь в своей профессии вершины,  к которой стремится каждый уважающий себя человек. . Этому множество примеров из жизни героев пьес, которых ребятам будет предложено сыграть. И не обязательно все станут актерами, наоборот, многие поймут, что это дело трудное и не всегда благодарное, но все научаться «держать спину». У балетных актеров, даже, если они ушли на пенсию, навсегда остается умение «держать спину». То есть, соприкоснувшись с театром,  ребята обретут уважение к профессии, желание отдаваться ей сполна, какова она ни была бы.

Есть хорошая старая притча. Один бедный художник долго работал над скульптурой и  понимал, что она становится день ото дня прекрасней. Глубокой ночью положены последние штрихи... Свежая глина еще не успела застыть, как, вдруг, ударил мороз... Скульптура могла рассыпаться. И тогда художник набросил на свое произведение единственное теплое  одеяло. Утром его нашди замерзшим, а скульптура  выжила, сделала его имя бессмертным и до сих пор радует современников своим совершенством. Вот она преданность профессии.

Известный ленинградский  театральный педагог Леонид Федорович Макарьев писал, что «сцене нужен артист-человек...  чтобы НАУЧИТЬ, ПОМОЧЬ, СПАСТИ».

«НАУЧИТЬ, ПОМОЧЬ, СПАСТИ» - задача ШКОТа. ШКОТ — это ОБРЕТЕНИЕ САМИХ СЕБЯ В ПОЗНАНИИ ДРУГИХ. Он даст возможность не только «овладеть руками и ногами», не только  научит управлять своим телом, но, что не менее важно, -  управлять эмоциями, заставляя уважать и слушать себя, при этом уважая и слушая других.

Да, театр есть школа жизни и как во всякой школе там есть азбука жизни. Как всякая азбука, она тривиальна, но при этом без нее трудно состояться личности. Вроде каждому известно:  нельзя проходить мимо чужой беды, нельзя предавать, нельзя обижать слабого, нельзя брать чужого... Как говорится: чего уж проще? А, если прислушаться, то отовсюду  волнами цунами  на тебя обрушивается:

«Чтобы выжить, надо стрелять на поражение и бежать со всех ног!»

«Приди первым любым способом!»

«Хочу все и сразу...»

И это не выдуманные слоганы, это лишь часть  телевизионной рекламы. Наверное, и хорошие и плохие азбучные истины гинетически заложены в каждом из нас, только надо разбудить лучшие. Особенно сейчас во времена подмен, когда красота заменена гламурностью, нежность — сексом, искренность — цинизмом... Продолжать можно долго. И, если у взрослого человека есть определенная защита от подобных подмен (уровень культуры, воспитание, да просто жизненный опыт),  то подростки — только выходят в свет, их, как сорочат, привлекает все, что блестит. А на самом деле оказывается, что только от тебя зависит в каком возрасте ты поймешь, что душа — это не загадка века, это ТЫ САМ! Значит, обретая душу ты ОБРЕТАЕШЬ СЕБЯ!

Соприкосновение с театром  открывает ребятам «другие жизни». И пусть эти «другие жизни» выдуманы, но они выдуманы гениями, да к тому же ни одна фантазия не обходится  без «земного притяжения». Любой миф — это отголосок жизни.

Театр — это миф, окунаясь в этот миф, ребята приобретают навыки жизни.

В основе художественных занятий в ШКОТе  будет  лежать программа МИРОВОЙ  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  КУЛЬТУРЫ  для определенного уровня учащихся (сейчас это программа 9-го класса МХК), именно эта программа станет платформой для формрования художественного репертуара  ШКОТа.

В итоге — спектакль-зачет, где воедино сольются имена Гоголя и Жуковского, где будет звучать Шуберт и Бортнянский, где водевиль станет рядом с трагедией Шекспира, а «Принцесса Турандот»  растворится  в живописи Курбе и Федотова. И как в театре не бывает двух одинаковых спектаклей, так не предполагается двух одинаковых занятий, каждое  будет давать что-то свое. Главное — ЗАСТАВИТЬ  УЧЕНИКОВ  МЫСЛИТЬ, САМИМ «ДОХОДИТЬ ДО САМОЙ СУТИ», все остальное  будет служить только фоном. Но этот фон станет точкой отсчета  для многих: одни смогут определиться с профессией (совершенно не обязательно связанной с искусством), вторые — по-другому взглянуть на уже знакомые поступки (например: стоит ли успех человеческих отношений?), а третьим  просто откроются самые обыкновенные явления, на которые раньше не обращали внимания (оказывается, после дождя бывает радуга)...

«ИГРАЯ ПОЗНАЕМ...» - вполне ШКОТоский слоган.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  ЗАНЯТИЙ В ШКОТе.

                                                                         

     Первые уроки - это уроки-знакомства, уроки-исследования, если хотите, уроки-анкеты. Знакомства с характерами, темпераментом, привычками и капризами... Главное, чтобы не было скучно, поэтому с самого начала — игра, игра, игра!

Прежде всего девятиклассникам будет предложено... сыграть в куклы. Кукла-мама, кукла-папа, кукла-сын или дочь... На удивленный вопрос: «Зачем?» Простой ответ: это театр, в который вы играли с детства не подозревая об этом. Вы не знали, что такое перевоплощение, но перевоплощались. Вы верили в ситуацию, не ведая, что это называется «предлагаемыми обстоятельствами».

Таково вхождение в театр.

В этюдах, в игре,  в спорах будет даваться программа знакомства с историей театра, с историей школьного театра. А таковой оказывается существовал еще при Петре Первом, где семинаристы пытались при помощи игры  глубже осознать  священные писания, а при императрице Елизавете Петровне кадеты в своем «школьном театре» играли женские роли в трагедиях Сумарокова и Ломоносова. Занятия будут строиться не только на освоении чисто профессиональных театральных азов (ритмика, постановка голоса, движение и прочее), но и  на читке «по ролям» пьес Шекспира и Вольтера, Эсхила и Еврипида. И вдруг станет ясно (правда, не совсем вдруг), что театр, живший много столетий назад, современен и доступен. Оказывается героев волновали те же вопросы, что волнуют современников сейчас:

«Быть или не быть?» - гамлетовская боль понятна и в 21 веке.

Трагедия Медеи, из мести, убившей своих детей, перерастает в  извечный вопрос: все ли позволительно в достижении цели?

А гоголевский смех вдруг застывает у непреодолимой стены, на которой жизнью  написано: что есть добро, а что есть зло?  Вот и подумай!

И чему мы увидимся  в итоге? Мы удивимся жизненной истине, которой удивляется каждое подрастающее поколение. Оказывается, мы смеемся над одним и тем же уже лет сто, оказывается, что и плачем-то мы тоже одинаково и над тем, что было до рождения самого первого нашего предка.

Сумма всех уроков — подготовка спектакля-зачета (в стиле рэп-шоу). В основе - «Женитьба» Гоголя, в которую вплетаются и отрывки из «Принцессы Турандот» (целая эпоха — Мейерхольд, Вахтангов, МХТ), рэп-шоу по Байрону и Жуковскому, страсти по Гофману и Островскому.

Вы когда-нибудь слышали рэп на стихи Байрона?

А пробовали «срэпповать» «Горе от ума»?

ТАК ВОТ -  ШКОТ ПОПРОБУЕТ!

Рискованно? Конечно. Но без риска не существует театра, без риска не существует жизни, коей театр и является. Все-таки не дураки придумали театр!

«Повелеваем мы ныне учредить  русский для представления трагедий и комедий театр» - Указ, подписанный императрицей Елизаветой Петровной в Санкт-Петербурге 30 августа 1756 года. С этого дня начался отсчет официального существования  русского театра.

ТЕАТР - ЕСТЬ КОСМОС И ХОРОШО БЫ ТУДА СЛЕТАТЬ!

Настольной книгой в ШКОТе должна стать «Моя жизнь в искусстве» К.С.Станиславского.

Занятия по два часа два раза в неделю, сюда же входят репетиции подготовляемого для показа в конце года спектакля-зачета.

ВСЕГО 150 часов.

 Гениальность — это генетика, вот талант — прежде всего труд. И, если ты способен к труду, ты не потеряешься в этой жизни.

И ПОВЕДАЕТ ИМ ОБ ЭТОМ ШКОТ. Потому что испокон века, во всех странах «театр был верным мерилом просвещения и духа времени».

«Можно выстроить великолепное театральное здание, заказать художнику декорацию, композитору музыку, подобрать большой штат сотрудников — и все-таки это еще не будет театр. А вот выйдут на площадь два актера, расстелят коврик, начнут играть пьесу, и, если они так талантливы, - это уже театр!» - сказал гениальный Владимир Иванович Немирович-Данченко.

     ШКОТ попробует воплотить эту истину в жизнь, но уже в 21 веке.