ГЛАВНАЯ

Вступление

Презентация

Реклама

О ФОНДЕ

Документы

Регистрация

Устав

Структура

Президент

Попечительский совет

История Фонда

ПУБЛИКАЦИИ

ПРОЕКТ

О проекте

Эксперимент

Отчеты

Предмет «Искусство»

Школьный театр «ШКОТ»

Творчество учителя

АРТ-ТЕРАПИЯ

КОНТАКТЫ

Обратная связь

Реквизиты

НОВОСТИ


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Написать, позвонить в ФСКИ

С.-Петербург

Тел/факс: (812)670-71-73

Моб.тел.:

+7-921-757-71-81 Мегафон

+7-911-010-73-55 МТС

Логин в Skype: peshiko1

Эл.почта:

peshiko@mail.ru


НОВОСТИ

В журнале «Вопросы культурологи» № 11 2017 г. в разделе «Новости образования и культуры» опубликована статья «95 лет со дня рождения Л.М.Предтеченской»

Подробности и полностью текст

ЗДЕСЬ!


ВСЕ НОВОСТИ

Архив

 

Проект

Антикризисная социально-культурная программа

 «Экология души и молодежь»

 

Интегральный предмет «Искусство»

Программы интегрального предмета «Искусство»

 для средней основной (6–9 классы) и средней старшей (10–11 классы) школы

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель и задачи реализации интегрального предмета «Искусство»

Цель интегрального предмета «Искусство» — силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость в особо ответственный возрастной период развития — период перехода к самостоятельности.

Ключевые задачи реализации программ, отражающие личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников, определены в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и с учетом специфики предмета «Искусство»:

Личностное развитие связывается с реализацией творческого потенциала школьников; с выработкой у них готовности выражать свое отношение к искусству; с формированием их мотивации к художественному познанию окружающей действительности; с проявлением ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; со становлением самосознания, самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

Познавательное развитие обучающихся будет обусловлено активизацией творческого мышления, продуктивного воображения и рефлексии; формированием целостного представления об искусстве, его истоках и образной природе; познанием языка разных видов искусства, многообразия их форм и жанров; осознанием роли искусства в жизни человека;

Коммуникативное развитие школьников определяет их умение слушать, уважение к мнению других; способность встать в процессе дискуссии на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Социальное развитие учащихся проявляется в формировании у них целостной художественной картины мира; в воспитании патриотических чувств; в сформированности основ гражданской идентичности; в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе; в овладении социальными компетенциями;

Эстетическое развитие учащихся направлено на их приобщение к эстетическим ценностям; на формирование у них эстетического отношения к действительности; на развитие эстетических чувств; на развитие потребности жить по законам красоты; на формирование эстетических идеалов и потребностей; на воспитание художественного вкуса; на выработку стремления быть прекрасным во всем — в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Основные принципы построения программ предмета

При характеристике принципов построения программ интегрального предмета «Искусство» использованы рекомендации Федерального образовательного стандарта основного общего образования нового поколения, учтены специфические особенности интегрального предмета «Искусство», представляющего художественную культуру в ее развитии начиная с древнейших цивилизаций до нашего времени и адресованного школьникам с 6 по 11 класс.

Принципами построения программ являются следующие.

1. Принцип интеграции. Интеграция лежит в основе предмета и является важнейшим принципом построения его программ. В курсе комплексно и синхронно изучается зарубежное и отечественное искусство, различные его виды: литература, изобразительное искусство, музыка, кино. Каждое искусство «живет» по своим законам, но между ними устанавливаются теснейшие идейно-нравственные и эстетические взаимосвязи, обусловленные эпохой и общими закономерностями развития художественной культуры.

В разные периоды жизни человечества какие-то виды искусства занимали доминирующее положение, а какие-то уходили на второй план, кроме того, появлялись новые виды искусства (например, искусство кино, родившееся в XX в.). В программе «Искусство Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени (по 30-е годы XIX в.)» представлены произведения архитектуры, изобразительного искусства и литературы. Важнейшее из искусств — музыка — появляется лишь в разделе программы, посвященном искусству XVII в. Это объясняется тем, что музыкальные произведения древнейших цивилизаций не сохранились в истории культуры, а в музыке Средних веков и эпохи Возрождения нет произведений, которые вошли бы в «сокровищницу мирового искусства», которые бы «жили» в нашем времени и смогли бы взволновать наших современников и, прежде всего, сидящих за партами подростков. Но музыка как вид искусства на уроках в 6–8 классах все же присутствует — это шедевры, созданные в более поздние эпохи на сюжеты, стихи того далекого времени (например, опера Дж. Верди «Аида» и кантата К. Орфа «Кармина Бурана», оратория И. С. Баха «Страсти по Матфею» и рок-опера Э. Л. Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда», симфоническая картина Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада» и «Рыцарский романс» М. И. Глинки и др.).

2. Принцип историзма — раскрывает перед учащимися закономерности развития мирового искусства, обеспечивает понимание школьниками глубокой зависимости художественных явлений от явлений общественной жизни. Ученика убеждает в этом не только исторический опыт человечества, сконцентрированный в произведениях искусства, но и современное состояние культуры, отечественной и мировой, увиденное, эмоционально прочувствованное и понятое сквозь призму этого жизненного опыта.

3. Принцип художественности, действуя на двух уровнях — содержательном и технологическом, является принципиально важным при построении интегрированных программ по искусству: он представляет художественную культуру в ее специфическом аспекте — как духовно-практический способ познания жизни, нацеливает в преподавании «говорить языком самого предмета» и идти по пути организации общения учащихся с вечно живыми произведениями искусства, являющимися кладовой важнейших жизненных ценностей.

На содержательном уровне принцип художественности призывает осуществлять преподавание искусства с опорой на творческий метод,что позволяет развернуть перед учащимися широкое поступательное развитие различных искусств в их идейных и художественных взаимосвязях, выявить духовные, нравственные и эстетические доминанты времени, которые объединяют творчество деятелей различных искусств данной исторической эпохи. С позиции историзма раскрываются идейные и эстетические причины появления и смены творческих методов, таких как классицизм, романтизм, реализм, символизм, сюрреализм и других, черты преемственности и новаторства в них. В творческом методе, сознательно, а чаще интуитивно используемом художником при создании своих творений, проявляются мировоззрение автора и тот принцип отбора художественных средств, который с наибольшей полнотой позволяет ему выразить и донести до современника свои идейные и эстетические идеалы. Все это дает возможность ввести ученика в мир самого искусства, углубить его понимание языка различных искусств. В художественной культуре Древнего мира условным аналогом творческого метода является историческая и этнокультурнаяспецифика мифологических концепций мира, в которых своеобразно воплощена ментальность людей древнейших цивилизаций, особенности их отношений с другими людьми, с окружающим природным миром, Космосом, что и явилось духовной почвой древнего искусства.

На технологическом уровне (реализации программ) принцип художественности говорит о необходимости опираться в преподавании художественной культуры на законы самого искусства. В программах этот принцип реализуется в их структуре, в содержании тем, в логике построения разделов, в кратких методических рекомендациях.

Разделы и темы имеют традиционные учебно-тематические названия, но в программах 6 и 7 классов к ним присоединяются заголовки образного характера, обусловленные «возрастом» как культуры, так и учеников. Например: «Загадочные холмы. Искусство Ассирии и Вавилонии»; «Тайна страны пирамид. Искусство Древнего Египта»; «„Май жизни цветет только однажды…“ Искусство Древней Греции» и др.

Каждая из тем разбита на подтемы — тексты-«фонарики», которые можно рассматривать как материал для конкретного урока. Они всегда начинаются выделенным предложением, иногда цитатой — возможной формулировкой темы урока или эпиграфом к нему. Например: «Творцу молитесь… он Магомету открыл сияющий Коран»; «И. С. Бах: его „дух“, его жизнь, его творчество»; «Воинствующий гуманизм творчества П. Пикассо»; «Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках»; «А. де Сент-Экзюпери: „Чтобы жить, я должен участвовать“» и т. п. В текстах-«фонариках» обозначены произведения, которые должны быть рассмотрены на уроке; прочерчены преемственные связи; дано возможное направление анализа произведения искусства в тесном единстве содержания и формы, позволяющее сохранить целостность восприятия; приведены высказывания творцов искусства, которые могут стать ключом к построению урока, его главной проблеме.

4. Принцип метапредметности — действует в двух взаимосвязанных направлениях — межпредметном и социокультурном («школы без стен»), его реализация представлена на схеме «Интегральная роль предмета „Искусство“ в системе духовного воспитания школьников» [1].

В сочетании с принципами интеграции, историзма и художественности принцип метапредметности открывает широчайшие возможности для мобилизации глубоких и разносторонних связей предмета «Искусство» с предметами гуманитарного и естественно-научного циклов, с курсами образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», с внеклассной и внешкольной жизнью школьников. Это выражается в приведенных ниже положениях.

  • Программы по искусству и методы их реализации требуют использования знаний, умений, навыков и впечатлений, полученных на уроках истории, литературы, изобразительного искусства и музыки в младших, средних и старших классах, обобщают и углубляют их, завершают формирование этих знаний в школе.

  • История на уроках искусства предстает «очеловеченной» — в «живых» картинах, красках, музыкально-звучащих образах, передающих дух времени; исторические события отражаются в художественных произведениях эпохи.

  • Поступательное развитие художественной культуры проходит перед глазами учащихся во взаимосвязи с эволюцией науки и техники, показывая, что научные и технические открытия оказывают влияние как на духовную, так и на материальную составляющую художественного творчества. Эти взаимосвязи особенно четко прослеживаются в таких темах программ, как «Введение», «Общая характеристика периода», «Заключение»; в темах, где рассказывается о жизни творцов художественной культуры и новаторстве в искусстве. Например: «Э. Золя и натурализм», «Импрессионисты», «Творчество А. Н. Скрябина», «Возникновение и развитие кино», «Экранная культура на рубеже нового тысячелетия» и др.

  • Священные книги Библия, Коран и Веды («Ригведа», «Махабхарата»), представляющие три основные мировые религии — христианство, ислам и буддизм, рассматриваются в интегральном курсе «Искусство» как творения многих поколений, где в ярких художественных образах и сюжетах запечатлены нравственно-этические искания людей. Сами великие книги изучаются как литературные произведения в 6 и 7 классах, одновременно в качестве иллюстраций библейских мифов и сказаний рассматриваются произведения изобразительного искусства, созданные в последующие эпохи. Определяется также влияние религиозной культуры на архитектуру, изобразительное искусство и литературу древних цивилизаций. Например, темы: «Значение буддизма для формирования художественной культуры Древней Индии», «Воплощение исламского художественного канона в архитектуре Арабского Востока», «Памятники мусульманского Востока вокруг нас», «Древнерусская архитектура», «Икона есть видимое невидимого» и др. В течение последующих лет, с 8 по 11 класс, школьники знакомятся со многими художественными произведениями разных видов искусства, созданными выдающимися творцами художественной культуры на сюжеты и мотивы священных книг, главным образом Библии, которые волновали людей всех времен и народов, заставляя задуматься над вечными проблемами жизни человечества. Например: Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», И. Босх «Несение креста», И. С. Бах «Страсти по Матфею», Н. Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат», Р. Гуттузо «Распятие», Э. Л. Уэббер. «Иисус Христос — суперзвезда» и др.

  • В ходе преподавания предмета идет процесс интеграции знаний и впечатлений по искусству, получаемых учащимися из внешкольных источников, их отбор, обобщение и оценка — осуществляется активное «погружение в культуру». Так происходит реализация принципа метапредметности как «принципа школы без стен», формами которого являются коллективное и индивидуальное посещение театров, концертных залов, музеев, выставок; чтение дополнительной художественной и научно-популярной литературы по искусству; накопление записей произведений классической музыки; ведение «Дневника читателя, зрителя, слушателя»; социально-творческая деятельность школьников в области искусства; участие в факультативах, школьных и внешкольных кружках по интересам, спортивных секциях и др.

  •  Предметы всех образовательных областей при одновременном преподавании в школе интегрального курса «Искусство» эффективно обогащаются духовно-нравственной и социальной составляющими учебного процесса, важность которых обозначена в Федеральных образовательных стандартах второго поколения.

  •  В сознании учащихся создается целостная картина мира, которая является одновременно и мировоззренческой картиной мира; разворачивается широкое полотно жизни в ее исторической перспективе.

5. Принцип целостности и системности, непрерывности и преемственности — реализуется в особенностях структуры интегрального предмета «Искусство», которая представляет собой четкую, логически выстроенную систему, дающую возможность эффективной реализации его цели и задач. Предмет имеет двухчастную структуру: ЧАСТЬ I (средняя основная школа) — «Искусство Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени (по 30-е годы XIX в.). 6–9 классы» и ЧАСТЬ II (средняя профильная школа) — «Искусство Нового и Новейшего времени (вторая половина XIX — начало XXI вв.). 10–11 классы».

Часть I разбита на четыре года обучения: «Искусство Древнего мира. 6 класс», «Искусство античного мира и Средних веков. 7 класс», «Искусство Древней Руси, эпохи Возрождения и начала Нового времени (XVII в.). 8 класс», «Искусство XVIII в. — 50-х годов XIX в. 9 класс». Материал части II распределен на два года обучения: «Искусство 60-х годов XIX — начала XX вв. 10 класс» и «Искусство Новейшего времени. 11 класс).

Основной структурной единицей программ интегрального предмета «Искусство» является раздел. Каждый раздел — одна из эпох в жизни человечества и этап в развитии художественной культуры.

Во всем интегральном курсе «Искусство» 15 разделов, имеющих сквозную нумерацию по классам. По временным рамкам разделы разительно отличаются друг от друга. Например, все разделы в курсе 6 класса «Искусство Древнего мира» имеют временные границы, включающие много тысячелетий (IV тыс. до н. э. — IV тыс. н. э.), II раздел 8 класса «Искусство эпохи Возрождения» — несколько столетий (XIVXVI вв.), а II раздел 9 класса «Искусство конца XVIII — первой трети XIX вв. Романтизм» всего три десятка лет. Кроме того, содержание разделов отличается и многообразием вошедших в них культур, различающихся по территориальному, национальному, религиозному и другим признакам.

Но несмотря на различия в содержании, разделы программы имеют много общих черт, прежде всего в подходах к преподаванию. Использование в совокупности трех основных принципов построения программ — интеграции, историзма и художественности — помогает ученикампреодолеть внешние преграды, мешающие пониманию удаленных от нас культур (преграды веков, национальные преграды, обычаи, странный внешний вид, непонятные слова, трудно выговариваемые названия и др.), и сделать акцент на смысловых явлениях — на общечеловеческих ценностях, заложенных в той или иной культуре, и выйти на диалог с ней. Верный путьпреподавания искусства подсказывает структура раздела.

Все разделы курса начинаются Введением, в котором характеризуется эпоха или в памяти учащихся восстанавливаются важнейшие события времени, известные им из курса истории. И на этой канве жизни происходит встреча учащихся с произведениями искусства, творцы которых жили в одну историческую эпоху. Идейно-нравственные и эстетические проблемы выдвигаются на первый план. В них — проблемы, волновавшие людей эпохи, и «вечные вопросы» жизни, на которые стремится найти ответ сидящий в классе подросток, молодой человек, только еще определяющий свой жизненный путь. К решению этих вопросов ученик подводится постепенно, в процессе непосредственного общения с искусством, когда он читает, слушает, рассматривает — сопереживает и размышляет... Содержание тем, отбор произведений, их анализ — все нацеливает учителя на постановку таких вопросов. На основе полученных впечатлений и знаний будет строиться следующий раздел курса, новое звено в цепи, необходимый этап познания — познания искусства и познания жизни.

Структура разделов программ для 6–8 классов и для 9–11 классов имеет различия, что объясняется несколькими причинами.

Начнем с программ для 9 и 10–11 классов — собственно программы Л. М. Предтеченской «Мировая художественная культура». В каждой из этих программ после вводного урока, который называется «Общая характеристика периода», идут шесть тем, представляющих художественную культуру данного времени: три темы (с 1 по 3) по зарубежной художественной культуре — литература, изобразительное искусство, музыка, и три темы (с 4 по 6) по отечественной культуре того же периода — литература, изобразительное искусство, музыка. В 11 классе присоединяется четвертая тема — искусство кино. Определена последовательность тем: от более понятных образов литературы к изобразительному искусству и музыке; сначала общие для различных стран явления мировой культуры, затем важнейшие закономерности развития культуры отечественной. Раздел заканчивается заключительным занятием, на котором происходит обобщение впечатлений и знаний учащихся по художественной культуре данного периода. Такая структура знакомства с художественной культурой определенного исторического периода позволяет создать в сознании учащихся ее целостный образ — художественную картину эпохи.

Реализовать строго такую же схему построения разделов в программах 6–8 классов оказалось невозможным по причинам (которые частично названы выше) как исторического, так и психологического характера. Но удалось найти другие способы организации общения школьников с искусством. Например, в разделах программы 6 класса «Искусство Древнего мира» сама собой «напросилась» логика организации общения, идущая от факта сравнительно недавнего «открытия» древних произведений. Неслучайно темы этих разделов имеют образные названия. Причем в них представлены сначала архитектура (которой вообще не было в программе Л. М. Предтеченской) и изобразительное искусство: ученики как бы вместе с археологами и людьми XIX или XX в. постигают то, что открывается перед их глазами во время археологических раскопок. А затем следуют темы по литературе — школьники читают вслед за археологами и расшифровщиками клинописи или иероглифов мифы, сказки, сказания, гимны… Найден естественный способ знакомства — вхождения в диалог с древней культурой, в результате которого она становится доступной и понятной шестиклассникам, а герои ее художественных произведений — их близкими друзьями.

6. Принцип вариативности — нацеливает учителя на творческое отношение к программам предмета и их реализации, с учетом собственных интересов и знаний, а также индивидуальных особенностей учеников, классов, специфики школы. В программе предусмотрена вариативность подхода к материалу, дающая учителю следующие возможности:

  • некоторого выбора художественных произведений, которые учитель принесет на урок, — важно, чтобы произведение искусства — главная часть урока — было близко самому учителю, и только тогда оно сможет взволновать и учеников, заставить их задуматься над проблемами собственной жизни;

  • перестановки или изменения последовательности тем в разделах программы, если того требуют задачи достижения большего эффекта погружения школьников в эпоху и установления взаимосвязей между произведениями искусства одного времени, одной страны. Например, еще не завершив знакомства с зарубежной литературой эпохи Просвещения в 9 классе, после рассмотрения творчества английских писателей Д. Дефо и Дж. Свифта, учитель может провести урок из темы по изобразительному искусству, посвященный творчеству английского художника В. Хогарта, который был соотечественником и современником Дефо и Свифта;

  • отказа от какой-то темы по русской литературе в разделах программ 9–11 классов, если учитель знает, что ученики знакомы с материалом темы из уроков курса литературы, и сможет в дальнейшем устанавливать на уроках взаимосвязи с ней;

  • выбора естественной для конкретного урока творческой формы в соответствии с содержанием материала в текстах-«фонариках», которая поможет не сбиться на традиционную проторенную дорожку изучения искусства, а смело идти по пути организации общения с ним. Это могут быть уроки-концерты, посвященные творчеству поэтов, художников, музыкантов; «уроки-путешествия по страницам романа»; уроки-импровизации на заданную тему, выраженную средствами литературы, музыки или изобразительного искусства, уроки-дискуссии о проблемах искусства и др. Так, например, завершить знакомство с художественной культурой XX в. в 11 классе можно уроками в форме дискуссий по проблемам современного искусства. Последний раздел программы 11 класса «Искусство 60-х годов XX в. — начала XXI в.» содержит произведения, которые, на наш сегодняшний взгляд, являются самыми значительными, отражающими важнейшие проблемы современности. Но какие из этих произведений будут жить в веках, покажет время. Поэтому целесообразно знакомство выпускников с художественной культурой последних трех десятилетий организовать в форме их самостоятельной работы — организации свободных дискуссий. Если во время дискуссий выпускник школы будет доказательно обосновывать и отстаивать свое понимание произведения, свое отношение к заключенным в нем нравственным и эстетическим проблемам и художественным ценностям, выражая свою жизненную позицию, то станет очевиден и уровень его нравственно-эстетического развития — итог работы учителя, преподающего мировую художественную культуру. Разговор о проблемах, связанных с искусством, будет строиться на произведениях, с которыми ученики — участники дискуссий — хорошо знакомы (среди них могут быть и произведения, не включенные в заключительный раздел программы и выбранные выпускником самостоятельно). Важно, чтобы сами произведения «участвовали» в дискуссии: звучали музыкальные произведения или фрагменты из них, стихи или отрывки из прозаических произведений, демонстрировались слайды… На такую организацию дискуссий нацеливают учителя и развернутое содержание тем программы, и методика преподавания предмета.

Ведущие методы и технологии реализации программ

интегрального предмета «Искусство»

 

Методологической основой разработки методов и технологий программ интегрального предмета «Искусство» послужили научные труды по ценностно-смысловой педагогике искусства, художественной психологии, философской теории познания и современной теории диалогического общения. Ведущими методами и технологиями предмета «Искусства» являются следующие.

Метод художественно-педагогической драматургии [2] — соединяя в себе законы развития действия в динамических видах искусства, прежде всего в драматургии, и законы построения школьного урока, помогает композиционно выстроить урок искусства как единое художественно-педагогическое целое. Выделяются несколько этапов, вытекающих один из другого и образующих единую линию урока: с момента его зарождения (экспозиция, завязка, создание проблемной ситуации), через развитие (разработка проблемы) к его вершине (кульминация) и, наконец, к его спаду (развязка). Но развязкой действие урока не завершается: как и художественное произведение, урок искусства, запав в души учеников, разбудив их мысль и чувство, будет для них продолжаться и за стенами класса в их размышлениях и поступках. Этот важный этап урока, который не имеет конца, называется «последействием». Метод художественно-педагогической драматургии позволяет достичь очень важного в преподавании искусства результата — целостности впечатления школьников от художественного явления, которому посвящен урок: в сознании школьников создается и надолго запечатлевается его ОБРАЗ. Не просто знание, а именно образ, художественная картина, т. е. то, что коснулось чувств и эмоций, что пережито и прочувствовано, имеет личностный смысл;

Технология организации художественно-педагогического общения на уроках искусства [3], состоящая из трех взаимосвязанных, образующих целостную систему психолого-диалогических приемов и средств, разработанных на основе принципов художественно-педагогического общения и способствующих:

  • воспитанию толерантного отношения партнеров общения друг к другу, признания равенства и уникальности каждого, понимания, уважения;

  • организации «события» общения на уроках искусства, провоцирующего желание общаться и высказать свою собственную точку зрения;

  • организации сопереживания на уроке искусства;

  • воплощению своих позиций каждой из общающихся сторон.

Технология организации «обратной связи» в интегральном курсе «Искусство» [4], состоящая из следующих взаимозависимых групп вопросов и заданий:

  • связанных непосредственно с процессом преподавания искусства в соответствии с этапами личностного и творческого роста учеников: 1) этапом восприятия художественного произведения; 2) этапом постижения художественной картины мира; 3) этапом самостоятельной эстетически-творческой деятельности;

  • направленных на проверку подготовленности учащихся по предмету «Искусство» в соответствии с ее тремя уровнями: 1) кругозора читателя, зрителя, слушателя; 2) познавательной активности; 3) самостоятельной эстетически-творческой деятельности, личностной и социальной активности;

  • связанных с проведением мониторинговых исследований: 1) психолого-педагогического наблюдения за учащимися в процессе преподавания искусства(проводится учителем в течение учебного года) и 2) проведения психологической диагностики личностного, социального и творческого роста учащихся (проводится школьным психологом один раз в год с 6 по 11 класс)

Основные виды учебной деятельности школьников в процессе

реализации программ

 

 Виды и формы учебной деятельности школьников разрабатывались в процессе практики преподавания предмета «Мировая художественная культура» и сложились в методическую систему

1) на основе философской теории деятельности, «выделяющей четыре основных вида человеческой деятельности и образующей замкнутую систему: познание — ценностная ориентация — преобразование — общение» [5], а также концептуальных основ методики преподавания искусства как искусства («принцип художественности»), где в качестве доминирующей признана ценностная, духовно-практическая деятельность человеческого сознания;

2) в соответствии с требованиями к уровню подготовленности учащихся по интегральному предмету «Искусство» [6] и методами и технологиями реализации программы.

Сквозными видами и формами учебной деятельности в процессе преподавания интегрального предмета «Искусство» с 6 по 11 класс являются следующие:

 

На этапе восприятия художественных произведений

  • восприятие [7] учениками начала урока искусства (который построен по методу художественно-педагогической драматургии и на котором организуется общение между тремя партнерами «Учитель» — «Искусство» — «Ученики»), запускающего в работу их мысль и чувства;

  • восприятие учениками «высказывания» учителя — рассказа по теме урока с использованием художественно-педагогических «средств выразительности» урока искусства;

  • восприятие учениками «высказывания» искусства на уроке (прослушивание музыкальных и литературных произведений или отрывков из них, созерцание произведений изобразительного искусства, просмотр кинофильмов или отрывков из них), организованного учителем с помощью заданий, предваряющих восприятие;

  • устные высказывания учеников, содержащие оценку своего впечатления от только что увиденного или прослушанного произведения искусства, содержащие ответ на поставленный перед восприятием вопрос;

  • участие учащихся в беседе, организованной учителем с целью проникновения имив смысл произведения, его осознания;

  • письменные высказывания ценностного характера, содержащие ответ на заданный вопрос, в которых ученики выражают свои впечатления и мысли в связи с восприятием определенного художественного произведения(возможно в форме словесных «импрессионистических набросков» или рисунков-иллюстраций с образными названиями);

  • развернутые письменные высказывания в виде ответа на вопрос или небольшого сочинения, содержащие обоснование своего впечатления от произведения искусства, размышление над его содержанием или др.

На этапе создания художественной картины мира

  • восприятие учениками на уроке одновременно или поочередно нескольких произведений одного или разных видов искусства (например, звучание музыки, показ слайдов, декламация стихотворения), организованное учителем, с одной стороны, с целью создания определенной эмоциональной атмосферы на уроке, с другой — с целью постижения учениками единой эмоционально-образной природы искусства;

  • сравнение учениками двух или нескольких произведений одного или разных видов искусства, созданных в одно время или в разные эпохи, с целью отметить в них общие и различные черты и объяснить причины общего и разного, взаимосвязей и отличий, преемственности и новаторства;

  • устные или письменные высказывания учеников на уроках, связанные с определением у неизвестного школьникам произведения искусства его автора, который известен им по другим произведениям,художественного направления, к которому оно принадлежит, или эпохи, в которую оно создано, и объяснением, по каким признакам им удалось это определить.

На этапе познавательной деятельности, связанной с искусством

  • составление словаря названий, имен, понятий;

  • пересказы литературных произведений, глав учебных пособий и др. по заранее составленному плану;

  • ведение рабочих тетрадей с целью систематизации знаний, записей необходимой информации, выполнения письменных заданий и др.;

  • подготовка и выполнение заданий, связанных с проверкой и закреплением знаний по предмету (в игровой форме — словарной игры, программирования, викторины и др.);

  • написание реферата на выбранную тему и его «защита» на уроке или внеклассном занятии;

  • использование информационных технологий в учебном процессе (нахождение нужной информации для выполнения домашних заданий, иллюстративного материала и др.);

  • составление компьютерной презентации по выбранной теме, слайд-шоу «Галерея образов эпохи» и других работ с последующим их показом в классе.

 

На этапе самостоятельной социально-эстетической деятельности

  • виды деятельности, направленные на самообразование в области искусства и самосовершенствование с помощью искусства:

    • самостоятельное посещение театров, концертных залов, выставок;

    • прослушивание передач по телевидению и радио;

    • чтение художественной и научно-популярной литературы по искусству;

    • приобретение книг, альбомов по искусству, записей произведений классической музыки;

  • виды художественно-творческой деятельности:

    • написание сочинений на заданную или самостоятельно выбранную тему (на уроке или дома);

    • ведение дневника читателя, зрителя, слушателя;

    • написание очерка по искусству для классного журнала или газеты, сценария для представления на уроке или внеклассном мероприятии;

    • собственное литературное творчество — сочинение рассказов, стихотворений, эссе, писем (на уроках творчества или дома, под руководством учителя или самостоятельно);

    • выразительное чтение литературных произведений на уроках или внеклассных занятиях, инсценирование отрывков из пьес или собственных сценариев, режиссерское решение постановки;

    • создание иллюстраций к литературным или музыкальным произведениям, оформление инсценировки классного или школьного спектакля, создание костюмов, декораций к ним;

    • исполнение музыкальных произведений, работа в качестве музыкального редактора школьной или классной постановки.

  • виды деятельности, связанные с пропагандой и защитой ценностей художественной культуры:

    • выступление с рассказом (подготовленным самостоятельно или с помощью  учителя) о творчестве какого-либо писателя, художника, композитора или по какой-то определенной теме, связанной с искусством, перед одноклассниками, школьниками младших классов, родителями;

    • выступление в качестве экскурсовода классной или школьной выставки — «картинной галереи»;

    • участие в подготовке классного или школьного праздника, вечера, посвященного искусству.

     

    Планируемые результаты освоения программ

     

    Результаты освоения программ интегрального предмета «Искусство» — это реальное достижение тех задач, которые поставлены перед предметом. Обобщенный идеальный результат освоения программы может быть выражен в виде портрета выпускника в следующих личностных характеристиках (сохранена последовательность сформулированных выше задач):

    • активно и заинтересованно познающий мир посредством художественной культуры, видящий в произведениях искусства нравственную опору, черпающий из них жизненный оптимизм, любовь к людям, природе, жизни вообще, находящий в искусстве силы, «чтобы устоять, чтобы внутренне справиться с теми трудностями, которые еще не удалось устранить в процессе борьбы за достойную жизнь, за полноценное, радостное человеческое существование» (психолог С. Л. Рубинштейн «Человек и мир»);

    • имеющий широкий кругозор читателя, зрителя, слушателя; владеющий знаниями об истоках и образной природе искусства, его жанровом многообразии, роли искусства в жизни людей;

    • являющийся чутким и вдумчивым читателем, зрителем, слушателем, понимающим язык искусства разных видов, способный почувствовать мироощущение, которым проникнуто произведение искусства, соотнести его со своим, согласиться с ним или нет; умеющий сделать самостоятельные выводы и высказаться по поводу прочитанных, увиденных или прослушанных произведений искусства;

    • понимающий важнейшие закономерности процесса развития мировой художественной культуры; умеющий устанавливать взаимосвязи между различными произведениями художественной культуры, перекидывать «мостики» между произведениями прошлых эпох и нашим днем, собственной жизнью; воспринимающий отечественную художественную культуру в контексте мировой; отмечающий в каждом историческом периоде общие и своеобразные черты отечественной и мировой культуры;

    • обладающий интегративным мышлением, способным объединять знания об искусстве и жизни, полученные из разных источников — на уроках искусства, других школьных предметов, вне школы; способный к постижению целостной художественной картины мира, целостной обобщенной картины человеческой жизни в ее поступательном развитии, целостной картины жизненных ценностей человечества;

    • владеющий культурой диалогического общения, толерантным отношением к людям, разным культурам; доброжелательный, умеющий слушать и понимать собеседника, уважать его мнение, сопереживать ему; умеющий встать в процессе дискуссии или спора на позицию другого человека, вести диалог с ним; готовый к участию в обсуждении значимых для человека явлений искусства и жизни, умеющий высказать свое мнение, обосновать свою позицию; способный к продуктивному сотрудничеству со сверстниками и взрослыми;

    • социально направленный человек, с активной жизненной позицией, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; неравнодушный к негативным социальным явлениям, готовый принять участие в их устранении; любящий свой народ и его культурные традиции, свой край и свою Родину; думающий о смысле своей жизни, жизненном предназначении, имеющий высокую жизненную цель, желающий определиться профессионально в жизни, стремящийся к самообразованию и самосовершенствованию;

    • любящий искусство, способный наслаждаться красотой в искусстве и жизни, жить по законам красоты, быть прекрасным во всем — в мыслях, делах, поступках, внешнем виде; стремящийся защищать ценности художественной культуры, утверждать красоту человеческих отношений в жизни, проявлять нетерпимость к безобразному; обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом; использующий разные виды художественно-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.

     


    [1] См. в конце Предисловия к сборнику.

    [2] См. Приложение 4. Метод художественно-педагогической драматургии.

    [3] См. Приложение 5. Учебно-методический комплекс по интегральному предмету «Искусство» (Пособие «Методика преподавания мировой художественной культуры»)

    [4] Там же.

    [5] Каган М. С. Человеческая деятельность. — М., 1974. — С. 105.

    [6] См. Приложение 6. Требования к уровню подготовленности учащихся по интегральному предмету «Искусство».

    [7] Здесь и дальше в формулировках видов учебной деятельности термин «восприятие» означает деятельность сознания, при которой работает и мысль, и чувство, и воображение, осуществляется «труд ума и души».